Больше рецензий

29 мая 2020 г. 11:43

590

4

Книжка оказалась для меня не из "легких".
Действие происходит в 18-19 вв. в Швеции, и основная история "закручивается" вокруг нескольких поколений дворянского семейства Лёвеншёльдов. Первая книга, самая маленькая по объему, почти полностью проникнута духом мистики, мифов и легенд - тут нам раскрывается суть "проклятия" Лёвеншёльдов, которое начинается с момента "кражи" перстня умершего генерала буквально у него из могилы. Довольно занятно потом было наблюдать, как призрак этого генерала (буквально!) ходил, всем мстил и искал свой пропавший перстень.
Во второй книге уже начинается основной сюжет. И появляется главный герой - Карл-Артур, избалованный юноша, главное желание которого по жизни - "и сесть, и съесть, и не уколоться" - стать мега-крутым проповедником (потому что не хочется сдавать сложные экзамены и учиться дальше), жить в бедности, но при этом обязательно с наследством и деньгами и т.д. В общем, классический случай "токсичности" и "пассивной агрессии", как сказали бы сейчас. Один эпизод с тем, как он приехал к больной матери, которая из-за своей слепой любви и воспитала его таким избалованным, только ради того, чтобы она (!) попросила у него прощения, все говорит об этом персонаже. Также у нас имеется влюбленная в Карла-Артура некрасивая замужняя женщина Тея Сундлер (по "симпатичности" этот персонаж очень напомнил мне Долорес Амбридж из Гарри Поттера), невеста Карла-Артура Шарлотта (пожалуй, единственная из всей книги, не вызывавшая стойкого к себе отвращения), вынужденная из-за "закидонов" жениха выйти замуж за другого, простая девушка из народа Анна Сверд, на которой в итоге таки женится Карл-Артур, и куча второстепенных персонажей.
Легче всего мне было читать вторую книгу, потому что она о Шарлотте. Третья, в которой главными героями становятся Карл-Артур, Анна Сверд и Тея Сундлер, для меня местами была почти нечитабельной. Потому что не сопереживаешь практически никому из этой троицы. Анна смелая, прямолинейная и в чем-то наивная, но во многом себе на уме, девушка, воспитанная нищетой и улицей. Такая, "чисто конкретная девчонка" из спальных районов, если мысленно перенести этот персонаж в современность.
В целом, вся трилогия чем-то напомнила "Замок Броуди" Кронина. И там, и здесь нам показывают людские пороки во всей красе, главный герой - токсик и "абъюзер", но, почему-то если в "Замке Броуди" показывается все-таки, что все люди - люди, и злодеи чаще всего сами очень несчастны, и ты почти каждому герою сопереживаешь в итоге, то в "Лёвеншёльдах" таких "зацепок", увы, я не нашла. Почти все герои с их "правильными" установками и помыслами по факту выдают такие отвратительные поступки, что их уже ничто не "спасает". Если же говорить о сюжете, то, как мне показалось, он был слегка переполнен драмой, когда даже, казалось бы, стойкие и суровые мужики, случайно увидев краем глаза что-то "не то" (как им показалось), бежали бросаться под лесопилку и т.д. ...
Еще мне показалось интересным разобрать книжку с "религиоведной" точки зрения. Причем, начиная с "мистической" составляющей легенды о перстне и призраке генерала, рассказанной в первой книге. И затем, интересная линия Карла-Артура как "гениального пастора", своими речами способного растрогать толпу народа, а в жизни - ненавидящего и презирающего всех людей, даже самых близких.
Еще очень жалостная линия, проходящая почти через всю книгу - линия детей. И здесь как-то вообще без комментариев...
Если же делать общий вывод, то нельзя, конечно, сказать, что книжка плохая. Плохая книжка Нобелевскую премию в любом случае получить бы не смогла. Это, наверное, мне уже стоит "завязывать" с классикой и читать "несерьезную" литературу вроде Кинга и фэнтези, которые мне больше "по душе"...

Прочитано в рамках игры "Собери их всех!"