Больше рецензий

Daria_Samozvet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 февраля 2012 г. 19:44

389

3

Я уже писала, что в равной степени радуюсь плохим и хорошим книгам: хорошим - понятно почему, а плохим - потому что предпочитаю учиться на ошибках других. "Королевство семи озер" относится ко второй категории.

На мой взгляд, сказка вышла неудачной, потому что:

1. Не выдержан жанр и не рассчитана возрастная аудитория. Простота языка и незамысловатый, абсолютно предсказуемый с первых же десяти-пятнадцати страниц сюжет наталкивает нас на мысль, что эта сказка предназначается для учеников третьего-четвертого класса. Однако фразы, вроде "Елена подняла молочно-белые руки, завязала рассыпавшиеся волосы узлом на затылке. До чего ж красивая!" или "Она притянула его к себе и поцеловала в щёку нежными влажными губами.Алёшку окатила жаркая волна счастья" кажутся совсем не детскими. Еще больше настораживает такой отрывок, больше подходящий для любовного романа, нежели для детской книги: "Елена влажно и жарко поцеловала его прямо в губы. Она запрокинула голову, продляя сладость поцелуя. Огонь, дрожь пробежали по всему Алёшкиному телу. Он обнял Елену крепко-крепко, чувствуя под тонкой туникой её нежно-тающее хрупкое тело."

В общем, с целевой аудиторией писательница попала впросак.

2. Банальности подстерегают читателя на каждом шагу: от приевшегося образа Елены Прекрасной до избитого символизма кольца всевластия. Кажется, что автор свалила в эту сборную солянку все, что попалось под руку: короля, Рыцаря Алого Шиповника, русалок, ведьм, таинственный замок. И вся эта мешанина совершенно разнородна, образы не увязываются друг с другом. Единственный новый персонаж в сказке - это Выворотень. Этот герой настолько удался Прокофьевой, что стоит прочитать сказку хотя бы ради него. Перед нами тот случай, когда одна удачная находка спасает всю книгу, стоит убрать Выворотня, и книга развалится.

3. Не раскрыт сюжет. Обычно краткость действительно сестра таланта, но не в этом случае. Возможно, решись писательница расширить сказочное пространство, придумать интересную мотивацию героям, сказка бы только выиграла. Кстати, мотивация хромает почти у всех героев. Мальчик Алеша, который с первого взгляда влюбляется в "принцессу" и готов на любые подвиги, лишь бы "жениться", мама-кукушка, которая постоянно убегает от сына к тете "Варюхе", королева, готовая взять в сыночки первого попавшегося под руку мальчика - все это навевает скуку и желание произнести коронное "Не верю!".

4. Герои не вызывают у читателя эмпатии в силу своих слабых, если не сказать жалких, характеров. Мальчик Алеша, который тащится за ведьмой, словно бычок на заклание, поддавшийся слабости король, невзрачная королева. Хорошо выписаны только образы Выворотня и самой ведьмы Морганды (кстати, позаимствованный, как и вся прочая мешанина из образов, - фея Моргана, вам привет от Софьи Леонидовны!).

Вердикт - если варишь кашу из множества разных компонентов, не забудь добавить молока - то есть какое-либо связующее звено. Иначе уж больно тоскливо жевать этот слипшийся комок.