Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

27 мая 2020 г. 20:39

4K

4 Несуществующие в реальности...

Лучший вариант анализа какого-либо феномена или понятия - это соблюдение баланса между примерами и толкованием его происхождения и проявления. Вовсе незачем расширять свою аналитическую работу перебором числа упомянутых мифов и художественных произведений (в данном случае - "Маленький принц", "Аурелия", "Царство без пространства" мифы о Мусе, Нефеле, Амуре и Психее, Кибеле, сказки и истории об Иване-царевиче, Сфинксе и т.д., и т.п.), чтобы продемонстрировать широту интерпретаций проблем архетипического характера, тем более когда предметом является один-одинешенький архетипчик, и то не общепризнанный. Куда полезнее было бы сконцентрироваться на "клинической" картине протекания сожительства с пуэром (вообще имела ввиду самому его носителю, но можно и людьми, становящимися партнерами вечно юных кадров, разбавить) и психотерапевтических нюансах, способствующих исцелению, как от простого "задумался и размышляю" у обычного читателя, так и "уложила в свой профи-кейс" у специалиста.

Однако, признаюсь честно, "Вечный юноша" стал для меня откровением, перевернув закрепившийся взгляд на симптоматику некоторых персонажей из жизни, относительно которых была склонность причисления их к нарциссам, пусть и не перверзного рода. И это можно объяснить сходством, от которого трудно спрятаться, между этими двумя комплексами свойств личности - как минимум нарциссические черты всегда присущи детям (и это нормальный этап развития), а инфантильность пуэров - ни что иное, как детскость; а как максимум причины и само поведение "аэтернусов" относительно людей и деятельности - и в нарциссизме и при "пуэрности" личность находится в вечном поиске идеала, не находя который разочаровывается и начинает адски обесценивать и мстить объекту, посмевшему разочаровать и оказаться не соответствующим ожиданиям; мнит себя особенной и по сути фрагментарно расколота (неукрепленная самость, располневшее Эго, выпрыгивающая из штанов, чтобы заметили, Тень, неустановленные связи между данными частями). Я сделала множество пометок в книге, но на самом деле в характеристике Puer Aeternus можно ограничиться основными двумя аспектами - всему виной неотработанная сцепка с некачественной(ым) матерью/отцом для мужчин/женщин и замещение реальности фантазиями во имя самоспасения от выдумки, что став таким же, как и все, утратишь ценность.

Тем не менее, к сожалению, Мария-Луиза в данном труде допустила слишком много единосмысловых повторений и излишне отошла от заявленной в названии темы. На протяжении всей книги так или иначе, в одном либо другом контексте фон Франц перемалывает одно и то же - пуэр таков, поскольку обладает материнским комплексом, имея проблемы с собственной Анимой и, соответственно, женщинами и работой, как следствием слабой причастности к собственной Самости (для женщин-пуэров перевернуть). При этом около 2/3, если не больше, ̶э̶к̶р̶а̶н̶н̶о̶г̶о̶ ̶в̶р̶е̶м̶е̶н̶и̶ текста посвящено разбору художественных произведений и мифов, но с позиции обнаружения в них символов неврозов и различных "неполадок" в структуре взаимопричастности Эго и архетипов - а ведь ожидаемым являлся подробный многостраничный разбор конкретно пуэр-феномена, т.е. вечно юного человека. Не спасло ситуацию даже то, что не только сам "Маленький принц", а и его автор попали в зону ̶р̶и̶с̶к̶а̶ определения данного архетипа, как ведущего - в конце концов, книг, посвященных разбору художественных произведений, навалом даже у самой автора. Да и по сути, основная ценность интерпретирования архетипов не в соотнесении их с проявлениями персонажей историй, а в предоставлении живых материалов и этиологии в тройке с симптоматикой и терапией.

картинка Sandriya