Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

26 мая 2020 г. 12:26

3K

4.5 Воля к бытию

Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом невозможно, поскольку некому осознать потерю.

Бороться за самосохранение в угрожающей ситуации. Об этом книга. Не о неврологических и нейропсихологических отклонениях, как можно подумать. И сами по себе описания клинических случаев здесь не главное. То есть, они ядро книги, ее основное содержание. Оливер Сакс не был писателем в смысле "сочинитель", "автор художественной прозы".

Он врач и популяризатор описательной практики. Герои его книги - пациенты во взаимодействии с болезнью и отчасти с доктором. Инвалиды, с точки зрения социальных стандартов, которые приспосабливаются жить, всякий со своим гандикапом. Ни одного случая полного излечения, хотя иногда удается облегчить симптоматику и помочь адаптироваться к реальности. В некоторых случаях довольно успешно.

Структурно книга поделена на четыре части: Утраты, Избытки, Наития, Мир наивного сознания. Первая, как несложно догадаться, посвящена дефицитам (излюбленное слово неврологов), для которых Фрейд ввел общий термин "агнозия" понятие, включающее особые расстройства распознавания и восприятия: афонию, афемию, афазию, алексию, апраксия, амнезию, атаксию.

Обычный человек в обыденной жизни сталкивается из всего перечисленного, разве что, с амнезией, большей частью в сериалах (ну, или в краткосрочном алкогольном варианте). Да с профессиональной проблемой преподавателей и лекторов афонией (потерей голоса). Более драматичный и глубокий случай афемии - полной утраты возможности говорить, описан в "Жутко громко и запредельно близко" Джонатана Сафрана Фоера. Помните, героя, которого постепенно покидали слова?

Алексия, больше известная как дислексия - неспособность понимать прочитанное, тоже сегодня вошла в круг обыденных понятий, неожиданно обнаружившись у многих талантливых актеров, благо - сегодняшнее развитие техники позволяет воспринимать тексты на слух. С апраксией и атаксией сложнее, это уже скорее клинические симптомы, выражаемые в неспособности совершать целенаправленные действия, отсутствии координации мелкой моторики.

Но описанное в книге, далеко за пределами любых стандартных ситуаций. так титульная глава рассказывает о консерваторском профессоре, полностью утратившем способность ориентироваться, полагаясь на зрение, но удивительным образом скомпенсировавшем это слухом и развитым чувством направления. В то время, как эрудиция и профессионализм позволили ему продолжать преподавательскую деятельность.

Для меня самым жутким и одновременно восхитительным стал случай "Бестелесной Кристи". Удивительное мужество, воля к жизни, целеустремленность у женщины, в одночасье полностью утратившей связь с собственным телом. Все знают ощущение нечувствительности, когда отсидишь ногу. Теперь представьте, что такое происходит со всем телом и длится всю жизнь. То есть, лишаешься возможности ходить, говорить, двигать руками, даже глотать и моргать. Невообразимый ужас. И женщина, которая сумела вернуться к подобию прежней жизни, даже к профессии (она программист). Восторг, соединенный с острой жалостью - Кристи до конца довольствовалась этим суррогатом жизни.

"Избытки" посвящены, главным образом, проявлению синдрома Туретта, некоторых форм эпилепсии и нейросифилиса, на определенных этапах внешне выражаемым как гиперактивность. избыточная витальность, эйфорическое чувство довольства жизнью, схожее с действием кокаинсодержащих стимуляторов.

Замкнутые люди резко меняют линию поведения на выражено экстравертную, флиртуют, балагурят, отпускают фривольности выражено сексуального характера, Порой это кажется подселением некоего трикстера или прямой одержимостью. Интересно, что в большинстве случаев, даже переживая после мучительную абстиненцию, пациенты не хотели бы быть окончательно вылеченными.

"Наития", третья часть, повествует о голосах, которые внезапно начинают звучать в сознании пациентов. О давно утраченных воспоминаниях далекого детства, которые сплывают в памяти. О видениях религиозного характера, вроде визионерства Жанны д`Арк, Сведенборга, Даниила Андреева. Жемчужина этой группы историй - грустное и прекрасное "Возвращение в Индию" о смертельно больной девушке, которая, умирая, получила возможность полностью погрузиться в жизнь своей исторической родины.

Финальная часть "Мир наивного сознания" о тех, кого теперь называют особенными, а прежде дебилами. Не приспособленных к школьному обучению, не способных обслуживать себя в быту, но обладающих удивительными талантами, о каких представители условной "нормы" и мечтать не могут. Трогательная история Ребекки, поразительный Ходячий словарь, замечательный Художник аутист Хосе. все это о том, что люди, отличные от нас, не хуже - просто другие.

А с "Близнецами" ощущение, что точно знаю эту историю, нарастало по экспоненте. И да, в основу сценария "Человека дождя" с Дастином Хоффманом положен как раз их случай. в жизни закончившийся куда грустнее. Это чудесная книга, с сильной и правильной философской составляющей и хорошо, что появилась аудиокнига в исполнении Игоря Князева. Прежний вариант Ирины Ерисановой я не смогла бы слушать.

Источник

Комментарии


Оливер Сакс -- великий гуманист, один из величайших. Его отношение к людям совершенно удивительно. К любым обиженным жизнью он относится благожелательно, старается найти что-нибудь хорошее в каждом. И это ему удаётся.
В этом, по-моему, его главный талант.


В тех редких случаях, когда мы сходимся, мы сходимся совершенно.
Я вас обожаю. Вы совершенно правильно все понимаете.


Спасибо, Майя, я вас тоже :)


Ха, Оливер Сакс. Не ожидал увидеть у вас, Майя, рецензию на его книгу. У вас больше по художественным произведениям отзывы. Читал у него "Пробуждения" и смотрел его художественное воплощение - фильм "Пробуждение" с Робином Уильямсом и Робертом Де Ниро в главных ролях - замечательнейшее кино и книга удивительная. (Названия книги и фильма отличаются на одну букву в окончании.)


Да, я уже слышала про эту книгу. И Водолазкин в "Авиаторе" использует для героя клиническую картину, очень похожую на описанное в ней заболевание.
Фильм возьму на заметку, но мне со временем все труднее становится заставить себя смотреть кино. Даже не сериалы, а полный метр.


Это следствие как раз большой начитанности. Погружение в книгу происходит намного быстрее, сильнее и глубже, чем в фильм. Тоже замечаю за собой такое - всё труднее заставить себя настроить на просмотр фильма. Теперь выбрать что посмотреть - гораздо более трудный выбор, чем что почитать.

Да, Сереж, точно. Это наша избалованность книгами с их концентрированным смыслом. Я от мяса давно отказалась и считаю пищевые аналогии в отношении творчества дурным тоном, но тут не удержусь от одной. Это как, вместо пары котлет, получить размазню пюре из детского питания.
Конечно, есть гениальные фильмы и никчемные книги, но первые редки, а вторых чаще всего удается избегать (читательская интуиция тоже чего-то стоит). Но в целом, книга дает возможность получить за то же время на порядок больше смысла. А от такого как отказаться.


Да, конечно. 2 часа чтения и 2 часа просмотра фильма - есть разница. Но хороших фильмов на самом деле очень много, но для просмотра нужен особый настрой. Лично я смотрю кино скорее даже не из-за сюжета, а из-за любимых актеров, которых очень много, и из-за любимых режиссеров, которых тоже очень много, даже больше, чем любимых писателей.

Вот, а у меня эта привязка в последнее время почти исчезла. Интересного режиссера или новую экранизацию классики скорее всего посмотрю (если не сериал), но актеры почти перестали привлекать.


Кстати, о классике. И об актерах. Вот, к примеру, на днях посмотрел совершенно новую (2019 года) экранизацию романа Л.М. Олкотт "Маленькие женщины". Ну, вот стал бы я смотреть этот фильм из-за сюжета - ну, нет, скорее всего, всё-таки роман написан скорее для девушек. Но в этой, новой экранизации снимались такие актрисы как: Сирша Ронан (прекрасно сыграла в фильмах "Искупление" (кстати, снятого по роману Иэна Макьюэна - тоже замечательному, и в другом классном фильме "Отель "Гранд Будапешт" по Стефану Цвейгу), Эмма Уотсон (Гермиона из "Гарри Поттера"), Флоренс Пью (главная роль в "Леди Макбет" - отличной современной британской экранизации романа Н. Лескова), а также Мерил Стрип. Разве можно пройти мимо такого фильма? Что и говорить, отличный фильм. Собрал кучу всевозможных наград, в том числе Оскар. Посмотрел с огромным интересом.


Разве можно пройти мимо такого фильма?

Можно!
Я безуспешно выпинывала себя на него аккурат перед карантином, но даже суперзвездный состав не сподвиг.

Потому что "маленькие женщины" - не классика. Ну, или очень локальная, местечковая классика, наскоро поднятая на знамя феминизма.

Только не подумайте, что каким-то боком хочу задеть вас. Я и книжку не смогла читать, отложила эти сопли-на-мармеладе.


А по-моему очень добрый и светлый фильм. Мы с женой посмотрели с огромным удовольствием. Я даже плакал в некоторых моментах - такой уж я сентиментальный. А феминизма там нет и близко. А если главная героиня и отказалась от предложения руки и сердца ради литературной деятельности - так она потом от этого так страдала, что это даже глупо феминисткам выставлять как победу над мужчинами.

Ну, раз вы так хорошо говорите об этом фильме, значит посмотрю. бывают такие случаи необоснованного глупого предубеждения, которые нужно изживать.