Больше рецензий

licwin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2020 г. 11:14

2K

5 Искусство и любовь

Книга об искусстве и любви. Сначала об искусстве. Или, скорее , о кризисе искусства.

У искусства всегда бывали взлеты и падения, и кто знает, не явится ли конец двадцатого века периодом его наибольшего упадка? Дэвид знал, как ответил бы на этот вопрос старик: да, явится, если не будут приложены все усилия для того, чтобы развенчать наиболее восхваляемые ценности и мнимые победы.

( я бы даже сказал мнимые ценности и восхваляемые победы)
Книга написана в 1974 году и не надо было в ту пору быть большим пророком , чтобы предположить это , не смотря на обилие в то время и хороших книг и хороших фильмов (про живопись не скажу, потому как небольшой знаток). Я не раз задавался и задаюсь вопросом - а почему сейчас нет великих произведений искусства. Таких, которые захватили бы весь мир и вошли в фонд мировой классики. Тем более в век глобальной информатизации. Достоевскому и Толстому намного сложнее было пиарить свои произведения, да и надо ли вообще это было делать? А может быть эта всеобщая информатизация наоборот является шлюзом и фильтром для настоящего искусства. Продается ведь то , о чем громче кричат. А громче кричат не таланты, а денежные мешки. Какой-то замкнутый порочный круг получается. Автор тоже пытается дать ответы на эти вопросы:

Пренебрежение природой и реальностью исказило до безобразия отношения между живописцем и зрителем; ныне художник творит для интеллектуалов и теоретиков — не для людей вообще и, что хуже всего, не для себя самого. Конечно, это приносит дивиденды в материальном отношении и в смысле популярности, но пренебрежение телом человека, его естественным, чувственным восприятием привело к порочному кругу, к водовороту, к уходу в небытие; ныне живописец и критик согласны лишь в том, что существуют и имеют какое-то значение они одни. Хорошее надгробие для разного отребья, которому на всех наплевать.
Такие художники прикрываются тем, что приемлют современные течения, забывая при этом о чрезвычайно ускорившемся прогрессе и восприятии мира, забывая о том, как быстро авангардизм перерос в art pompier — дерзкое и банальное искусство. Виной всему — не только их собственный вариант абстракции, а непрерывная цепь послевоенных школ: абстрактный экспрессионизм, концептуализм, фотореализм, оп-арт и поп-арт… il faut couper la racine — пусть так. Но искусство, лишенное корней, вращающееся по орбите в мертвом космосе, не имеет смысла. Оно напоминает пеструшек, одержимых губительной гонкой за Lebensraum45 в арктических водах, в бездонной ночи, слепых ко всему, кроме собственных иллюзий.

И с ним трудно спорить. У меня был недавно случай , когда одно знакомое талантливое дарование опубликовало в журнале несколько своих стихотворений. Размер их был чудовищный. С трудом ловился ритм и только кое где пробивалась рифма, хотя мысли и идеи , высказанные в стихах были искренни и интересны. Я ее спрашиваю: " Саша, а для кого ты написала эти стихи и для чего? Удивить друзей? Самоутвердиться? Твои родители, умные и образованные люди не поняли их. А бабушка с дедушкой и вовсе язык сломают. Почитай Пушкина и Есенина. Там все просто и доступно!" Не знаю, услышала ли она меня. Других ее стихов я пока не читал. И вот еще цитата:

Пожалуй, уже слово «абстракция» говорит само за себя. Художник боится, как бы его живопись не отразила его образа жизни, а возможно, этот образ жизни так дискредитировал себя, художник так старается устроиться поуютнее, что он невольно стремится замаскировать пустотелую реальность с помощью технического мастерства и хорошего вкуса. Геометрия. Безопасность, скрывающая отсутствие какого-либо содержания

Хм.. Образ жизни.. Пустотелая реальность.. Можно сказать проще - когда называющий себя художником человек - ничтожество, то и произведения его такие же - бездушные и никчемные.
Теперь о любви. И снова цитата:

Ничто не живет так долго, как неразгаданная тайна

. Я не помню, кто сказал , может даже и Фаулз, что дольше всего живет и безответная любовь. Или же любовь, которая не подошла к своему пику и прервалась на взлете..Даже и не знаю, что для героя было бы лучше: то что сталось или то , что могло быть. Может быть то что случилось и есть лучший выход для Дэвида. Благодаря этому переосмыслению , ему может быть и удастся пробраться сквозь ту решетку , о которой он сетовал:

Дэвид и его ровесники, и все будущие поколения обречены взирать на прошлое сквозь решетку, как звери в клетке, рожденные в неволе, глядят на буйную зелень былой свободы.

Ведь настоящая любовь способна творить чудеса, рождая в человеке вдохновение и превращая его в настоящее искусство...