Больше рецензий

ElenaKapitokhina

Эксперт

Перечип не эксперт, Перечип — птица.

26 мая 2020 г. 02:53

3K

0.5 Если у тебя есть фонтан – заткни его

Никогда у меня не возникало желания составлять коллажи «Ожидания - реальность» так, как после прочтения этой книги. Да и во время прочтения, чего уж таить – ведь довольно быстро стало понятно, что ничего нового за перемалыванием одних и тех же сюжетов нам не светит.

История в истории в истории об истории… Уже спустя четверть произведения я перестал понимать, кто и о чём рассказывает. Всё это было б похоже на «Декамерон», когда бы не было так грустно. Автору ударил в голову неначавшийся постмодерн, и он решил, во-первых, ВСЕ рассказываемые в книге истории разбить на куски, а во-вторых, ПЕРЕТАСОВАТЬ все эти куски в немыслимом порядке, так, что даже сами персонажи, походя на героев О’Брайена, стали негодовать, что финалы очередных рассказываемых историй уже знают из историй, рассказанных прежде. Возможно, Потоцкий был весьма горд и доволен собой, ведь все нити сюжета, а точнее, бесчисленного количества историй, он в конце концов свёл воедино, однако не учёл того, что невоздержанность его погубит. Кажется, автору не давали покоя лавры Шахерезады, и он решил накропать что-нибудь подобное. Если бы книга была тоньше раза в 4, у читателя ещё был бы шанс запомнить бесчисленные имена донов, донн, графов, графинь, графинов, евреев, цыганов, сицилийцев, каббалистов и каббалисток, геометров, отшельников, негров, треклятых африканских Гомелесов и все колена вышеперечисленных до десятого порядка, а также имена слуг всех и каждого (как же я про слуг-то забыл!), служанок, мотивы действий и сюжеты повествований. Увы, Потоцкий не смог заткнуть фонтан.

Думается мне, нечто схожее есть у Гофмана в «Эликсирах сатаны» – тоже запутанное, но ровно настолько, чтобы завлечь и не отпускать внимание читателя, персонажей и семейств там меньше раз в 12, и объём вполовину меньше. Если хотите насладиться родовыми тайнами – смело берите «Эликсиры» — с ними, по крайней мере, реально получить удовольствие. Да и мистика там взаправдашняя, если такое определение можно сочетать со словом мистика. Мистика же Потоцкого начала навевать скуку ещё до того, как мы узнали, что это фальшивка. Так, каждое очередное упоминание виселицы двух висельников вместо того, чтобы повергать в ужас или подливать огонь в интригу, обозначало для меня лишь то, что в данный момент действие происходит в настоящем времени с кем-то из весёлой тусовки, сколотившейся в начале книги, близ трактира в Сьерра-Морене, если я ничего не напутал с топонимом. Хочешь весёлую жизнь? Становись отшельником – и прямо в твои двери начнут ломиться твердолобые дураки-капитаны, каббалисты с рассказами о девичьих ножках, приверженцы каких угодно чужих религий и т.д. и т.п.

Персонажи Потоцкого не отличаются ни характерами: каждый сходит с ума по-своему: кто – от каббалы, кто – от математики, кто – от религии, кто – от любви, а кто и вовсе врач своей чести. Соедините любые из вышеперечисленных элементов – и получите ординарных героев автора. Более того, в какой-то момент его фантазия попросту иссекает, и он начинает чуть ли не дословно цитировать Библию с невыносимо нудным перечислением кто из евреев кого родил до нескольких поколений, и тянется это всё, полагаю, несколько страниц кряду. По счастью, я слушал аудиокнигу, иначе бы «Рукопись» разделила бы участь некогда отвергнутого мной «Декамерона», спустя четверть которого, поняв, что ничего нового в сюжетном плане эта зацикленная молодёжь выдать не сможет, просто не стал его дочитывать.

Книгу читал Козий, которого мне так рекламировал медведь. Ну, что я могу сказать… Чтец, конечно, хороший. Но совершенно безликий. Если Дим Димыча или того же Князева сразу узнаешь не только по тембру, а и по одним лишь им свойственным интонированиям, то здесь, к сожалению, неукоснительное следование советской школе просто уничтожило какие-либо намёки на индивидуальность. Сравнимо с жанровыми агитполотнами, которые одобряли и финансировали Советы, или с песнями, прославлявшими СССР, которые сейчас уже никто не помнит, и которые штамповались на конвейере. Сравнение грубое, потому что картины и музыка зачастую писались очевидно из рук вон плохо, а Козий, безусловно, относится к спецам высшего порядка. Но лица-то нет… И я ещё никогда не слушал настолько медленное чтение. Я его и не слушал – ускорял. И безумно высокий коэффициент ускорения – 2,05 – говорит сам за себя. Обычно мне хватает 1,2–1,4.

Познакомлюсь с величайшим польским автором – думал я. Это человек-легенда – говорили они. Читатель! Заклинаю, не верь аннотации! Береги своё время и устремляй руки прочь от этой бессмыслицы! Единственный, кому может зайти книга – это приверженец теории заговоров, ибо по сюжету ВСЕ вообще персонажи книги, сколько бы их ни было, сговорились и обманывают гг.

Школьная вселенная, анархоптах еле выжил.
Царь горы, в гору ползу!