Больше рецензий

Tayafenix

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2012 г. 13:43

2K

4

Кажется, я потихоньку впадаю в заблуждение относительно французской литературы XVIII-XIX веков. Посудите сами, за последнее время я прочитала "Человека-зверя" и "Страницу любви" Золя, "Госпожу Бовари" Флобера, "Жизнь" Мопассана, "Собор Парижской Богоматери" Гюго а теперь и "Опасные связи" Лакло - и в каждом из них основная тема или одна из основных - это супружеский адюльтер. Такое ощущение складывается, что больше ни о чем и не писали в это время во Франции. Нет, конечно, можно вспомнить и исключения, например "Наоборот" Гюисманса, но больше ни одной книги, где не было бы измен, я примнить не могу, но в "Опасных связях" эта тема стала не только центральной, но и более глубокой, поражающей, волнующей и ужасающей одновременно.

Во-первых, меня поразило, что "Опасные связи" оказались романом в письмах. Как, читая только письма можно настолько проникнуться повествованием?! Как один человек мог писать, используя столько разных стилей?! Здесь и невинное щебетание молодой девушки, романтическая страсть первого увлечения юноши, холодный расчет интриганки маркизы, умудренные опытом рассуждения старой леди, ну а о том, как менялись письма Вальмона в зависимости от того, кому он писал и говорить не приходится. Мне даже показалось, что именно в письмах могут наиболее раскрыться герои, все их чувства и помыслы, а читатель будто бы переносится в XVIII век, где письма были витиеватыми, манеры изысканными, а души полны тайных желаний. Но, чем дальше я читала, тем больше уставала от этой манеры письма, от расточаемых словес, от витиеватости слога. Для непривычной меня это было перебором.

Во-вторых, сам сюжет! Нигде я еще не видела такого интриганства, как в "Опасных связях"! Я могла бы сказать, что волосы встают дыбом от такого холодного, скрупулезного расчета маркизы де Мертей в желании разрушить жизнь молоденькой девушки и ее возлюбленного, а распутство и образ мыслей виконта де Вальмона мне ярко напомнил о современных пикаперах. Оказывается, их "движение" имеет долгую историю) Но и юной Сесиль не удалось вызвать во мне никакого сочувствия. Неужели можно быть такой наивной, чтобы броситься так быстро в омут "распутства и разврата"? Неужели, получив монастырское воспитание, можно так быстро поверить, что в свете "все так делают", что "это принято в обществе" и "к мужу ты уже должна попасть обученной". Какая глупость! Не устаю ей поражаться. И только судьба мадам де Турвель вызвала во мне огромное сожаление. На самом деле, о персонажах, их мотивах и поступках можно говорить бесконечно, но лучше прочитать.

Но и фильм "Опасные связи" 1988 г. смотреть одно удовольствие! Я сидела перед экраном не отрываясь и нашла только лишь один недостаток - это отсутствие обаятельности распутника Вальмона. Актер смог показать всю его лживость настолько ясно, что не понятно, как в него вообще можно влюбиться! А вот та же самая история в другом антураже, "Жестокие игры" мне показалась надуманной и пустой. Ну нельзя перенести проблемы XVIII века на почву XXI. Да, эмоции и переживания любви остаются теми же, но адюльтерами уже никого не удивишь, да и "обученностью" девушки до свадьбы тоже. Скорее, удивит и насторожит обратное. Так что подобное интриганство выглядит просто глупо, а актеры - деревянными и безэмоциональными.

Вообще, я очень рада, что ко мне неожиданно попала эта книга. Несмотря на некоторую трудность слога для современного читателя, она не потеряла всей своей пикантности и злободневности. Вероломство и наивность, любовь и секс, страсть и раскаяние, ну и, конечно, преступление и наказание в антураже XVIII века...

1 2

Комментарии


Эта некислая книжка была написана изобретателем прототипа гранаты за 10 дней и на спор. Вот что меня удивило.


ого! О_о Вот этого я не знала)
За 10 дней??? У меня только дней 5 заняло чтение =)))))


На спор офицер чего только не сделает :)


главное - как он это сделал) Получилось потрясающе, так что даже и не верится, что это можно написать за 10 дней)


Жаль, что он только 1 раз так поспорил. Я тоже удивлялась.


Но это же не единственная его книга


Я услышала по радио его историю и оч. уважаемый ди джей сказал, что Опасные связи его единственная книга.


Единственная. После нее - отчеты, депеши и прочая штабная работа.


А то, что указано в его библиографии на сайте, это не другие книги? О_о

* Ernestine (1777, Opéra-comique)
* Les Liaisons dangereuses (1782) - "Опасные связи"
* Des Femmes et de leur éducation (1783)
* Instructions aux assemblées de bailliage (1789)
* Journal des amis de la Constitution (1790-1791)
* De la guerre et de la paix (1795)


Первая книга - точно пьеса, все остальные - научные труды. Мы же говорим о художественных произведениях.


Понятно!


А откуда такая информация? Нигде не нашла упоминания об этом. Честно говоря, не верю...


Ну пушечные ядра разрывные. Потом еще он придумал шахматную нумерацию домов.


О... я не про это, а про спор и написание за 10 дней. Ну, не верю...


Это в предисловии к этой книге


Ещё немножко - а кто автор предисловия и какого года выпуска книга, если не трудно...


Автора не помню, а книга азбучная


Вы знаете, мне тоже иногда кажется, что французы писали только о половых вопросах во всех их проявлениях. Временами это утомляет, и я принимаю решение не читать больше французов. А потом проходит время и хочется взять, да и прочесть что-нибудь эдакое, типично французское. :)))


О, значит, я не одна =)))
А то я уж думала, что мне просто книги такие одна за другой попадаются


Подруга Чехова, актриса Щепкина-Куперник, когда была во Франции, утверждала, что парижанки - они в книгах такие роковые женщины, а на деле...удивлялись, что актриса одна по городу ходит.


а парижане?


она была лесбиянкой


Настя, а ''Вальмон'' c Колином Фертом? :))) Будет любопытно послушать твоё мнение после Вальмона ))


А Вальмона я пока только скачала) Может быть, сегодня вечерком с Женей посмотрим. Уж очень хочется после твоих и Лизиных рекомендаций =)


А потом - экранизацию Фрирза с Умой Турман и Малковичем


эту как раз мы и обсуждали.


эту как раз смотрели и обсуждали) даже писала я про нее в отзыве)


малкович в этом фильме - роковой мужчина! против такого не устоишь!!! и даже не захочешь!!!!!


Да нууу, он вообще бесчувственный! ни одной эмоции на лице!)
Вот Ферт - душка)))


зато сколько страсти!


я вчера посмотрели. И ... мне не понравилось. Образы - да, попадание 100%. Но она получилась совсем какая-то не такая, как должна была быть. Нет целостности. Или другая атмосфера, или другой конец.


любопытно! надо посмотреть!


а мне вообще кажется, что у французской литературы того периода такой дух, такое настроение) знакома с французами очень поверхностно и на личные темы не общались, так что не могу сказать, в литературе только у них такие роковые страсти и любови или в жизни тоже) французская любовь - это обязательно бурные сцены, испепеляющие страсти, ну в общем подобный максимализм))


Скорее всего так и есть)


Посмотрите экранизацию от 2003 года, это лучшее, что мне попадалось. Потрясающий мини-сериал, Катрин Денев в роли маркизы превосходна.


И Настасья Кински в роли де Турвель :) Тоже превосходна!


О да, де Турвель там просто чудесная женщина вышла )))


А там же тоже переложение на современный лад? Мне хотелось бы костюмированный фильм 18 века. Опасные связи на современный лад - это уже не то)


Только вчера смотрела экранизацию с Джоном Малковичем. Очень понравилась. И мне не показалось, что влюбиться в него невозможно. Мишель Пфайфер тоже хороша. Помню, роман шел с трудом до какого-то момента, а потом как понеслось - не могла оторваться.


А мне он показался очень холодным, отстраненным и двуличным =)


А вот та же самая история в другом антураже, "Жестокие игры" мне показалась надуманной и пустой. Ну нельзя перенести проблемы XVIII века на почву XXI.


думаю, тут дело не столько в проблемах (которые остаются актуальными во все времена, по-моему), сколько в том, что "Жестокие игры" - экранизация, снятая для подростков, оттого и героев "омолодили", и изменили сюжет, чтобы больше пришлось по вкусу молодой аудитории. в ней просто нет той глубины, что в книге, вот и все) хотя лет в 15-16 я была в восторге от фильма, хаха


которые остаются актуальными во все времена


вот с этим не могу согласится)) т.к. сейчас совершенно не возникает проблемы в том, что девушка попадет в мужу "испорченной" или "слишком обученной", а фильм просто противный. Хотя, подросткам, да, наверное, должно нравится...


неужели это единственная проблема, которую вы увидели в книге?) а как же человеческое лицемерие, неискренность чувств, манипулирование людьми? хотите сказать, что всего этого нет? все это актуально до сих пор. времена меняются, но человеческие пороки все те же.
и в современном обществе немало девушек, которые кичатся своей "непорочностью") а если говорить конкретно о фильме, то там Кэтрин очень дорожила своей репутацией добропорядочной и религиозной девушки, Сесиль росла в строгой семье (вспомните ее мать), а Аннет была дочерью директора престижной школы, если правильно помню, и ей тоже было важно общественное мнение. оттуда и статья в журнале, и все ее примерное поведение. так что в фильме очень даже уместно адаптировали эту тему под современность, на мой взгляд)


Вы, меня кажется, совсем не так поняли. Я говорила с вами не о книге, а о фильме "Жестокие игры". Книга очень глубока и поднимает много проблем, что мне не понравилось абсолютно - так это современная экранизация. Очень странно вы прочитали мое высказывание.
На вкус и цвет все фломастеры разные. Мне так было неинтересно и даже противно смотреть фильм, а о качестве игры актеров я вообще молчу. Одной моей подруге этот фильм тоже оч понравился. Каждому, как говорится, свое.


ну так проблемы поднимаются одинаковые что в книге, что в фильме о_0 да и примеры я вам из фильма приводила, это вы как-то странно прочитали мною написанное))
да я и не пытаюсь вас переубедить, сама считаю, что фильм далеко не идеален)


Одинаковые да не совсем одинаковые. восприятие разное, глубина разная и проч. Фильм - бледная-бледная тень книги.
Я поняла, что примеры из фильма. На эту часть написанного вами я не отвечала, а только на первую)


Вы знаете, всё что вы написали о фильме было бы прекрасным отражением этих проблем, если бы при взгляде на Сесиль(на минуточку очаровательную скромницу) я не видела бы дебилоидную пошловато-вульгарную девицу гренадерского вида с абсолютно тупым выражением лица, которую мама (внимание! это в Америке!) в 17 лет запирает в комнате! Если бы Вальмон не был бы так безволен. Если бы актеры ну хоть немного усилий приложили бы. Если бы, действительно, фильм поднимал проблемы искренности чувств и жестокого манипулирования людьми, а не только кто с кем и сколько раз переспит. Нужно было показывать именно чувства, а так получилась фигня полная.


Ой, Юльчик, хорошо сказала) Особенно мне понравилось про Сесиль)
Кстати, вспоминая как мы посидели, хочется, чтобы такие встречи продолжались =)))


:) Сесиль по-моему всех поразила. Нет, все-таки сильнее поразил Дансени - чистейшей воды когнитивный диссонанс.
Посидели просто классно! Эту традицию нужно закрепить и продолжить!!! )))


о да! Киану Ривз и арфа по сравнению с африканцем и контрабасом - это сильно)))
Ура)) Надеюсь, закрепим ))


У Фрирза Гленн Клоуз просто ВЕЛИКОЛЕПНА!!! После этого фильма, остальные "попытки передать изумительно-притягательный в своей изящно-изощрённой жестокости образ маркизы де Мертей" просто меркнут...


Согласна, что она замечательно сыграла)) И все-таки была бы она помоложе, тогда бы абсолютно для меня совпала с тем, что мне представлялось по книге


"Опасные связи" Фрирза, были первым, увиденным мной, воплощением этой истории, книгу я прочитала позже, может быть по-этому для меня образ маркизы де Мертей при прочтении и в дальнейшем неразрывно связан с потрясающей актрисой Гленн Клоуз;-)))


Конечно, фильм не может не накладывать отпечаток на представление о книге)
Но актриса и вправду шикарна! Кстати, я не узнала ее, она ж еще в Далматинцах играла, как я потом с удивлением увидела. "Не узнала в гриме" называется =)


Про грим верно подмечено)) Кстати, если вам она нравится, советую посмотреть "Таинственный Альберт Ноббс", ещё один пример мастерства перевоплощения)))


О, интересно! Спасибо за совет)


Всегда пожалуйста! Буду рада, если вам понравится)) Приятного просмотра!


Спасибо)))


Вот, вот... меня тоже её возраст слегка смущал. :)


С удовольствием прочла твою рецензию!!!


=))) здорово)


Про "Собор" поспорила бы про адюльтер! =)


А как же Феб, который изменял невесте? Я сначала хотела записать его в исключения, но решила, что не стоит замалчивать поведение Феба)


он-то изменял,это да,но вы говорите-основная линия сюжета,а это там не главное)но это может мое видение)


и в каждом из них основная тема или одна из основных - это супружеский адюльтер

1 2