Больше рецензий

23 мая 2020 г. 20:05

1K

5

Мария-Луиза фон Франц обладает почти магическим талантом глубоко и честно вскрывать разные детали столь сложного и противоречивого механизма человеческой психики. На этот раз ученица Юнга пригласила нас изучить людей типа Puer Aeternus, или вечных юношей (хотя я бы не стала проводить гендерных ограничений), что особенно актуально именно в XXI веке. Веке, который прямо-таки потворствует культуре пуэров.
Итак, пуэр - это взрослый ребёнок. Что бы он ни делал, всё это заставляет его разворачиваться и начинать новое, поскольку его не покидает иллюзия, будто "то, что ему нужно", ждёт впереди. А пока любое дело и любые отношения оборачиваются сплошным разочарованием , ну или, не сплошным, а супом без соли и приправы - где полно правильных ингредиентов, но... невкусно. Пуэр с ужасом боится даже мысли связать себя какими-либо обязательствами, брак ли это, ответственный рабочий проект или что-то иное.
Добровольный отказ от ответственности нередко оборачивается отсутствием по-настоящему близких отношений. Он часто меняет работу, сферу деятельности. К концу жизни часто юношеский романтизм превращается в цинизм, и пуэр становится похож на угрюмого, тяжеловесного старика. Завершает схематичный портрет тот факт, что пуэр нередко выглядит младше своего возраста.
Впрочем, пуэр не лишён и достоинств : он интересный собеседник, тонко чувствует искусство, у него сильная связь с бессознательным, что может давать хорошую интуицию и пророческий дар. Он очарователен, умеет произвести впечатление и, что самое, пожалуй, важное, он обладает какой-то особой духовностью.
Вот что лично мне оказалось интересно при прочтении описания пуэров: сегодня, когда традиционные ценности, стабильность уступают место лозунгам о прелести экспериментов, о великолепии многообразия идеям о возможном воплощении любых мечтаний, можно ли сказать, что наше время идеально для пуэров? Институт брак сдаёт свои позиции, а "восседание" десятилетиями на одном рабочем месте выглядит не более привлекательным, чем сырок "Дружба". И уж если нынешнее время нельзя однозначно обозначить "временем пуэров", то, по крайней мере, сказать, что сейчас быть пуэром гораздо комфортнее и здоровее, чем во времена К.Юнга или М-Л.фон Франц, можно уж точно.
Однако вернувшись от пространных размышлений к воззрениям фон Франц, стоит поделиться рецептом, который ещё Юнг "прописывал" своим пациентам-пуэрам, и фон Франц соглашается, что ничего лучше пока не придумали. И рецепт прост -надо просто РАБОТАТЬ. Много, долго, активно, не увиливая и не ища чего-то лучшего, многообещающего и уникального. Работать не на энтузиазме (так может каждый), а превозмогая трудности, преодолевая прокрастинацию, лень и мечты о райской Обломовке.
Невроз "жизни на черновик" при всей кажущейся поэтичности весьма опасен. Пуэры боятся жизни, и так и оставляют позади тома десятилетий непрожитыми. Часто им кажется, что рутина, та самая рутина, которой они отчаянно боятся, поглотит их и задавит своей пошлостью и скукой. Но это как раз их главное заблуждение. Разрушение ложных ожиданий - это вовсе не сужение горизонтов, а их расширение. Здесь мне хочется вспомнить Д. Лихачёва

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать

Так и пуэру для полного "выздоровления" неплохо бы связать себя обязательствами (например, женщина может стать матерью, мужчина - вступить в брак и создать семью), возделывать свой участок работы, тщательно и неутомимо.
Если пуэр не приходит к работе и ответственности самостоятельно, то жизнь нередко преподносит свои "подарки" - многочисленные испытания и страдания, - смысл которых в том, чтобы "инфантильное ядро" личности пуэра также претерпело страдания и перестало быть инфантильным.
Пуэры всегда испытывают много скуки. И именно скука на психологическом языке маркирует субъективное ощущение себя вне жизни.

как объективного параметра её не существует. <...>Скука и уныние - симптомы фрустрированной жизни, признаки того, что человек не знает, как воплотить в реальность собственное внутреннее содержание. Если он понимает, как действовать, скука проходит.

Замечательная книга фон Франц помимо тонкого анализа психологии пуэра содержит немало отсылок к разным сказкам и литературным сюжетам, а сами характеристики пуэров раскрываются на примере героев разных произведений, например, хорошо известного всем маленького принца А.де Сент-Экзюпери. Причём самого Сент-Экзюпери психоаналитик тоже причисляет к пурам.
К подобным "ярлыкам", даже столь аргументированным, как у фон Франц, я бы посоветовала отнестись с некоторым недоверием. Лично мне не близка идея разбора произведения искусства под психоаналитическим микроскопом. Да и под любым микроскопом, будь он литературоведческим или искусствоведческим. Шедевр создаётся гениальным во многом бессознательно. В нем всегда заложено намного больше, чем видит сам автор, и можем считать мы, зрители или читатели. Поэтому, несмотря на огромный соблазн интерпретировать каждый кусочек, лучше просто наслаждаться, восхищаться и находить что-то не авторское, а своё собственное, что я и предлагаю вам сделать, прочитав книгу М-Л. фон Франц.