Больше рецензий

22 мая 2020 г. 20:31

720

5 "Страдающее Средневековье": вы этого достойны

"Страдающее Средневековье" , авторы Харман Дильшат Догановна, Зотов Сергей, Майзульс Михаил Романович, издательство АСТ, 2018.
Книга широко известна в узких кругах ценителей одноименного паблика в ВК, специализирующийся на юмористическом пересмотре смысла средневековых миниатюр, скульптур и даже икон. Символом паблика стал некий Коля (на картинке ниже), к которому создатели паблика подписали диалог а-ля комиксы. И понеслаааась. Сейчас Коля известен даже больше, чем Иуда, живое порожденье Голливуда... э-э-э, простите, задумалась.

Так вот. В книге Коли нет. И это, пожалуй, главное разочарование, потому что оригинальная история этого персонажа наверняка не менее впечатляюща, чем рожденная извращенными фантазиями читателей паблика. Но зато в книге есть много другого.

"Страдающее Средневековье" разделено на три части и вступительное слово.

Часть первая. "Звериное". Если вам кажется, что со страниц Библии вам помахивает крылышками чей-то фаллос, заяц добросердечно предлагает рыцарю изоленту или монашка одним легким движением руки превращается в элегантного монстра - не спешите оглядываться в поисках "Супернатуралов", звать на помощь Скалли и Малдера или отбивать депешу в Ватикан на имя Габриэля Антинори. Это, как говаривала Елена - главврач всея Руси - Малышева, норма. Все эти непотребные картинки в неподходящих для этого местах рисовались не просто так, и даже не потому, что автор внезапно познал отличия слов celibat и celebrate. Маргиналии - это своеобразные средневековые комиксы призванные акцентировать внимание на некоторых деталях священных текстов, улучшить понимание и просто не дать читателю уснуть над унылым повествованием.

Часть вторая. "Божественное". ШОК! СЕНСАЦИЯ! Все прихожане уже обсуждают ЭТО!
Святая сменила пол, она всего лишь...
Дева Мария - мать или невеста своему сыну?
Откровения святого Иосифа: "Мой лорд, негодник спер последние портянки!" - и другие шалости юного мессии.
Это не желтые заголовки из "Комсомольской правды". Это сложные философско-мистические материи, над которыми безуспешно бились средневековые умы, а художники и скульпторы в меру сил и таланта пытались визуально разъяснить зрителю, как можно родить и остаться девственной, и зачем вообще Иисусу нужен был земной отец, который как бы не при делах. Выразительное искусство пыталось отразить, пояснить и уложить в неподготовленном уме читателя самые скандальные и двусмысленные моменты из евангелий и псевдо-евангелий, апокрифов и других священных книг. Получалось с переменным успехом. Но идея Дэна Брауна, что на скульптуре Бернини "Экстаз святой Терезы" изображен натуральный оргазм при знакомстве с более ранними произведениями искусства и текстами, на которых они основаны, уже не кажется ни еретической, ни шокирующей, ни даже оригинальной. Любовь к господу-богу у экзальтированных святых выражалась очень неординарно и разнообразно.

Часть третья. "Божественное". Как изобразить единство Отца, Сына и Святого Духа? Достоин ли Иуда нимба и есть ли у христианской церкви монополия на эту деталь образа? Христос - воин, аптекарь, плотник. Какая профессия была у сына божия? Все это в третьей части "Страдающего Средневековья".

Источник