Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2020 г. 15:22

5K

4.5 Четыре августовских дня в имении

Да, Иван Сергеевич явно погрешил с названием, в пьесе речь идет не о месяце в деревне, а всего лишь о четырех днях, причем не в деревне, а в дворянском имении, хотя с точки зрения дворянина Тургенева это всё едино. Что же, не будем придираться к классику, и согласимся, что название "Месяц в деревне" выглядит и поэтично, и эстетично. Когда я думал, как назвать рецензию у меня был еще вариант: "Скоро осень, за окнами август". Помните такую песню о поздней любви: "от дождей потемнели кусты, но я знаю, что я тебе нравлюсь..." и т.д.

Возникает закономерный вопрос: с какого перепуга я решил, что дело происходит в августе, ведь, кажется Тургенев нигде в пьесе конкретный летний месяц не обозначает. И все же, если читать внимательно, можно установить точные числа, когда происходили описанные события. Во втором действии, а это второй день по календарю пьесы, Беляев сообщает Ракитину, а заодно и читателям, что через неделю у Натальи Петровны именины. Но дело в том, то у Натальи 5 именин в году и только одни из них приходятся на лето, вернее в XIX веке приходились, сейчас-то и они сместились в сентябрь - восьмого. Но тогда это было 27 августа, а поскольку до них еще неделя, значит, разговор между соперниками состоялся 20 августа, а все события уложились с 19 по 22 августа.

И все же Тургенев имел право назвать свою пьесу "Месяц в деревне", поскольку к моменту начала действия, студент Алексей Николаевич уже месяц живет в имении Ислаевых, и именно в течение этого месяца формировалась ситуация, развязку которой мы наблюдаем. За этот месяц и юная Верочка, и более опытная, но еще достаточно молодая хозяйка Наталья Петровна, успели почувствовать к молодому человеку нечто большее, нежели симпатия.

Три упомянутых героя и составляют главный любовный треугольник пьесы. Кстати, показательно, что сначала автор планировал назвать её "Студент", затем, сместив смысловой акцент на взаимоотношения двух героинь, - "Две женщины", но в конце концов остановился на более нейтральном варианте.

Тургеневская драматургия, и данная пьеса в частности, представляются мне одним из китов, на которых стоит драматургическое искусство Чехова. Прослеживается определенная преемственность в подаче материала, я уж не говорю о внешнем антураже, у Чехова тоже все события его пьес будут происходить "в деревне". Более важно то, что за внешним спокойствием и порою даже скукой (это, правда, зависит исключительно от зрителя и читателя) кипят страсти личных взаимоотношений, обостряются и дают о себе знать социальные проблемы.

Даже то общее, что Тургенев поименовал свою пьесу комедией, хотя публика восприняла её как полноценную драму. С Чеховым повторится та же история, он тоже будет писать комедии, которые станут самыми мощными драмами русской сцены.

Да и те упреки, которые Тургенев услышит от критиков по поводу "Месяца", дескать она не сценична, скучна, длинна, в ней отсутствует драматическая жилка, удивительным образом повторятся в адрес чеховских пьес. Но критики давно умерли, а время всё расставило по своим местам.

Пьеса у Тургенева получилась очень ясная, прозрачная и даже поэтичная. Мастеру удалось почти невозможное - он сумел создать вполне острую и конфликтную ситуацию между очень даже положительными людьми. Обратите внимание, что в пьесе нет практически ни одного резко отрицательного героя, в какой-то степени можно найти некоторый негативный акцент в адрес Большинцова, Шпигельского или Анны Семёновны, но это далеко не главные герои и не между ними разгорается основной конфликт пьесы.

В большой степени это объясняется автобиографическим подтекстом, обнаруживающимся в пьесе. На тот момент у самого автора был период сложных отношений с его возлюбленной Полиной Виардо, и исследователи творчества Тургенева уверенно пишут, что в образе Ракитина он изобразил себя, Наталья Петровна - Полина Виардо, Ислаев - её муж, с которым у писателя были вполне доверительные отношения, вот такая се ля ви.

Но не нам осуждать великих, раз у них так складывалось, значит, на то были причины. Но то, что Ракитин - это Тургенев, нельзя не заметить, ведь и в других своих произведениях автор будет проводить мысль о том, что любая любовь - счастливая или наоборот - это стихийное бедствие, что-то вроде болезни, переходящей в рабство. Она - любовь - будет всю жизнь его неудержимо влечь, и всю жизнь он будет с ней бороться. Такими же "любвиборцами" предстают и многие герои его произведений.

Однако, мы не можем быть уверены, что в пьесе присутствует большая любовь, то, что мы имеем дело с увлеченностью, это несомненно. Верочка и Наталья Петровна увлечены Беляевым, любят ли они его - неизвестно, они сами считают, что любят, но как часто люди, испытывающие чувства, ошибаются в самих себе. В общем, мы можем с уверенностью говорить об увлеченности главных героинь молодым студентом.

Сам Беляев тоже не испытывает ни к кому из них больших чувств, в момент, когда ему становится известно об отношении к нему Натальи Петровны, в нем что-то пробуждается в отношении неё, но тоже, скорее, некая восторженная увлеченность с элементом благодарности, как же, такая женщина и обратила на него внимание.

Ислаев уважает свою жену, но он слишком далек от неё, не чувствуется между ними глубокой чувственной связи, его вполне устраивают несколько отстраненные "близкие" отношения. Это, снова повторюсь, уважение, привычка, доверие, но, боюсь, к любви это тоже имеет довольно далекое отношение. Хотя, безусловно, он благороден и честен, порою даже излишне, но ему это нравится, он очень озабочен тем, какое впечатление производит на окружающих.

По сути, по-настоящему любит в пьесе только тот, кто относится к любви более трезво - Ракитин. Вот его чувство не увлеченность, а нечто гораздо более глубокое, ради любимой женщины он готов терпеть её увлечение другим, готов принять на себя ответственность за её ошибки, готов расстаться с ней ради её же блага. Он, тонко чувствуя её, практически сразу угадал её увлеченность студентом, "любящий" же муж так и не догадался об этом вовсе, приняв подсунутую ему версию, что Наталья Петровна влюблена в Ракитина.

Но сюжетная канва пьесы строится вокруг более глубокого конфликта - между чувственностью и внешними условностями. Именно этот источник приводит в движение всё действие, Тургенев очень хорошо понимал, о чем он пишет, практически вся его личная жизнь оказалась между молотом - чувственностью и наковальней - внешними условностями общества. Может как раз это обстоятельство рождало тот скепсис в отношении любви и высоких чувств, который был ему свойственен.

Возвращаясь к авторскому определению пьесы как комедии, надо признать, что причины для такого решения у автора были, ведь одним из признаков комедии эпохи классицизма был любовный треугольник, так вот таких треугольников в пьесе целых шесть . Давайте посчитаем:
1. Наталья Петровна, Верочка, Беляев
2. Наталья Петровна, Беляев, Ракитин
3. Наталья Петровна, Ракитин, Ислаев
4. Наталья Петровна, Ислаев, Беляев
5. Верочка, Беляев, Большинцов
6. Катя, Матвей, Шааф (да, этот треугольник самый незаметный, но он тоже имеет место быть).

1015

Пьеса перечитана в рамках "Тургеневской дуэли" с Ludmila888 (Рецензия)

Комментарии


Четыре августовских дня в имении

А я почему-то считала, что события происходят в конце июня. Ошиблась я, видимо.


Я тоже так думал, пока не услышал от Алексея Николаевича о предстоящих именинах Натальи Петровны, дальше было дело техники :)


Вот эти именины (уж лучше бы был День рождения!) перепутали все карты. Какая-то неувязочка сразу возникла. Получается, что сам автор слегка вводит читателей в заблуждение. Ведь в 1-м действии Наталья Петровна говорит Ракитину о студенте: «Мы его, впрочем, только на летние месяцы взяли». Но если Беляев приехал лишь в конце июля, то речь должна была идти фактически об одном летнем месяце с маленьким хвостиком. А в черновом варианте и хвостика даже не было. Там во 2-м действии был описан не 28-й, а 17-й день пребывания учителя в имении. И тогда выходило, что его взяли ровно на один летний месяц – август. То есть время работы Беляева учителем мальчика уже в любом случае подходило к концу. И вся эта каша с любовным треугольником заварилась перед приближающимся отъездом студента. А в действительности он уехал всего на неделю раньше изначально предполагаемой даты – конца лета. Что уже совсем не выглядит очень уж преждевременным бегством.


Тут дело в терминологии. Для дворян летние месяца те, на которые они выезжали в имение, как на дачу. А поскольку возвращение в столицы начиналось ближе к началу октября, то и сентябрь автоматически попадал в зону летних месяцев. Да и те, которые жили в деревне круглый год, могли относиться к сентябрю как к части позднего лета - пока не собран урожай.
Но, с другой стороны, нельзя исключать, что Тургенев сам немножко запутался, не догадался заглянуть в святцы, надеясь, что хоть одна Наталья на июнь-июль придется, но это все же маловероятно, поскольку люди XIX века обычно церковный календарь знали хорошо, и чаще пользовались не числами месяца, а названиями церковных праздников, выпадавшими на этот день. " Да я его последний раз на Николая видел!", или "Мы к вам на Покрова будем!", или "Подождите до Агафьи-мученицы и я вам весь долг верну!" :)


Но студент-то в университете учился. И вряд ли он мог весь сентябрь проводить в деревне. Ему же на лекции ходить надо уже.


Здесь, как раз противоречия нет. В царской России не существовало в принципе такого понятия как "стандартный учебный год", каждое учебное заведение решало эти вопросы самостоятельно, и чаще всего также подстраивалось под сроки возвращения большинства студентов из обеспеченных семей в столицы, так что лекции, как правило, раньше октября не начинались.


Ну, тогда вот ещё есть некоторая несостыковка. Странно, что влюблённый в хозяйку друг семьи и частый гость в доме Ракитин впервые увидел студента только на 27-й день его пребывания в имении, а до этого ничего о Беляеве не слышал и не знал. В пьесе сказано, что на несколько дней Ракитин уезжал к своим друзьям Криницыным. Но несколько дней - это всё-таки не 27 (почти месяц!).


В тексте нет упоминания, что он уезжал к Криницыным именно от Ислаевых. Можно предположить, что он ездил еще куда-то, а перед возвращением к Ислаеваым заехал на несколько дней к Криницыным.

Вы знаете, я несколько дней провел у Криницыных...

Имеются в виду несколько дней из тех дней, что он отсутствовал у Ислаевых.


Но всё-таки очень похоже, что Ракитин был только у Криницыных. И это подтверждается его же словами Наталье Петровне во 2-м действии: «… вы словно боретесь сами с собою, словно недоумеваете. Перед моей поездкой к Криницыным я этого не замечал; это в вас недавно».


Ну, коль так, то, возможно, Иван Сергеевич и накосячил маленько, но это уже к вопросам хронологии никакого отношения не имеет :)


Красивая пьеса. Как тонко показано зарождение чувств, психологизм взаимоотношений героев. Нет, Чехов не дотянулся до такого изображения. Он больше по другим темам...


Удивительно, как вы разложили перед глазами то, о чём я сам догадывался, но смутно...


Спасибо.
Если получилось в самом деле "разложить", то я рад, потому что, когда начинал писать, тоже всё было довольно смутно :)