Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

21 мая 2020 г. 21:27

2K

5 Музыкальные вариации о любви, творчестве и смерти

В очередной раз, читая Шмитта, понимаю, что в хорошей драматургии (как и в хорошей литературе вообще) важно не то, что именно написано, а как это сделано. Благодаря всем предыдущим оценкам и отзывам о крутых виражах сюжета, приступая к чтению этой пьесы, я удивительно верно предсказала все её невероятные повороты и открытия. Больше того, счастливо не прочитав аннотацию к этому изданию, я придумала ещё один вариант того, кем может оказаться приехавший интервьюировать нобелевского лауреата журналист.
Казалось бы, никаких особенных открытий меня ждать не должно было. И с точки зрения сюжета, подлинным открытием для меня была только заключительная фраза писателя. Но вот то, как это было написано, как рассказана история нетривиального любовного треугольника, тронуло меня невероятно.
О пьесах всегда сложно писать. Ведь они по сути - концентрированный сюжет, сплошные события, следующие одно за другим, сухая выжимка лаконичного действия, без описаний природы и перемещений в пространстве. Тут набросать спойлеров - легче легкого, а в случае с этой историей действительно лучше довериться собственной фантазии, чем чьим-то пересказам. Поэтому, отойдя от сюжетных перипетий, скажу, что Шмитт снова поднял огромные, глобальные темы: он захотел поговорить с нами о любви и творчестве. О природе этих явлений и противоречивости их внешних выражений. И выбранная автором форма - диалог двух мужчин - на мой взгляд, не самый простой способ это сделать. Как минимум, нужен (точнее, нужна) - третий. И о ней, сначала о героине нового романа писателя-затворника, а затем о реальной женщине, с которой он долгие годы вел переписку, и пойдет речь ровно с того момента, когда высокомерный нобелевский лауреат и его гость закончат свой словесный пинг-понг, и перейдут к сути...
Я снова выписала бездну цитат. Кстати, заметила, что из произведений Шмитта я выписываю их часто и охотно - очень ярко и точно он формулирует многие созвучные мне мысли. Не буду здесь злоупотреблять цитированием, но замечу, что мысли о том, что любой подлинной близости между людьми сопутствует ответственность и риск, он формулирует очень тонко. Да, эти мысли не новы, но на их осознание у каждого человека уходит не меньше половины жизни. И по правде говоря, многие до такого осознания по разным причинам так и не добираются.
Еще мне понравилось то, как элегантно в этой истории Шмитт варьирует жанрами - от фарса до трагедии. В общем, как принято в настоящих музыкальных вариациях, одну и ту же тему автор повторяет в разных темпах, тональностях и характерах, что, на мой взгляд, добавляет этой истории глубины.
А еще - отдельное спасибо Эрику-Эмманюэлю за неизвестную мне ранее трактовку "Загадочных вариаций" Элгара. Честно говоря, я никогда не задумывалась, на какую тему они написаны. Просто красивая музыка... А в ней, оказывается, тоже можно найти тему для размышлений, и какую значительную! :)
В общем, пьесу эту искренне рекомендую любителям драматургии. Вот только в виде спектакля её, пожалуй, стоит смотреть только в том случае, когда мастерство исполнителей - исключительно. Ремесленники от театра не потянут. Это довольно тонко, если вникнешь.

Пьеса прочитана в группе Драматургия в рамках Закрытия второго театрального сезона.

Комментарии


Кстати, спасибо не только за совет пьесы, но и за музыку в пьесе)
Заметила, что благодаря вам открываю для себя время от времени ну вот совсем нетривиальные вещи. И это прекрасно.


Рада поделиться прекрасным. :)