Больше рецензий

20 мая 2020 г. 17:06

3K

4.5 Спойлер

Когда пишешь отзыв на такую книгу, то не знаешь, с чего начать. Кроме прочего, Бронте пишет о непокорной христианке, которая не утратила индивидуальности, с детства научившейся отстаивать личные границы (как и у реальных людей, это получается не всегда). В самой первой публикации роман был выпущен под названием «Джейн Эйр: Автобиография».

Читатель знакомится с Джейн, когда она мала - болезненная, молчаливая, неулыбчивая, упрямая, впечатлительная, некрасивая, не заискивающая перед взрослыми. Опекунша не любит её, потому что муж был меньше привязан к жене, чем к собственной сестре, потому что он делал для малютки Джейн то, что никогда не делал для собственных детей, потому что девочка не соответствует представлениям аристократки того времени о том, что дети сплошь невинные ангелы, которых не коснулся грех (например, это хорошо показано в «Повороте винта» Генри Джеймса ), потому что девочка не миловидна. Бронте несколько раз затрагивает эту мысль - другие дамы тоже считают, что дети до определённого возраста подобны собачкам, как их выдрессируешь, так и будет, а кто не поддаётся дрессуре, тот одержим или гнилой плод.

Девочка любит читать, учиться, докапываться до причины. Взрослая Джейн благодаря своим стараниям много знает и умеет, великолепно рисует, а любит она рисовать русалок и прочих необычных существ. Она выучит французский, немецкий и хиндустани. Трудолюбива, но не зануда, может отойти от привычного распорядка дня, знает, когда к нему вернуться. Писательница прекрасно понимает разницу между серьёзным человеком и занудой, она показывает нам одну из сестёр Джейн и Сент-Джона. Например, Джейн куда приятнее проводить время с легкомысленной очаровашкой Рид, чем с её занятой сестрой.

Что повлияло на девочку и не дало ей озлобиться? Её впечатлила старшая воспитанница Ловудской школы, Элен Бёрнс. Светлый образ Элен, который не омрачится её проступками и переменой мнений, помогает подружке не озлобиться. Директриса Мария Темпль тоже становится знаковой фигурой для Джейн, она ей подражает. Выросла бы она такой же в доме тёти? Сомневаюсь, там не было подходящих примеров поведения, разве что в книгах. Думаю, что мистер Ллойд действительно помог ребёнку.

О готике: мрачный дом, некрасивый хозяин, в доме то ли сумасшедшая, то ли вампир, зловещие знамения, галлюцинации, тайна, призрак из Красной комнаты, смерти.

Самые яркие мужчины в книге - это Сент-Джон и Эдвард Рочестер. Сент-Джон - токсичный христианин, который добивается возможности стать миссионером из-за тщеславия, а не из-за любви к ближним. Его давление, игнорирование чужого мнения, скрытые оскорбления не равноценны помощи, которую он оказал.

Эдвард Рочестер - непривлекательный мужчина лет сорока, байронический герой, циник. Его забавляет, что Джейн долго не понимает, что с ней флиртуют, зато любит поговорить об интересных вещах и умеет шутить. Он харизматичен, главный заводила в компании, любит розыгрыши. Все его вспышки гнева напрямую связаны с тайной и прошлыми травмами. Любит красивых женщин, поразвлечься с ними, не воспринимает Адель всерьёз, просто выполняет долг. Его нельзя назвать хорошим или плохим, человек с достоинствами и недостатками.

Про влечение Бронте тоже довольно хорошо написала. Сент-Джон осознаёт разницу между любовью и влечением, Рочестер меняет своё поведение в связи с желанием. Джейн принимает одно из важнейший решений не только из-за своей веры, но и боясь того, как переменится возлюбленный, утолив накопившееся желание.

А как же Берта? Была ли она отчаявшейся эмоциональной креолкой или безумной? Она больная в третьем поколении, болезнь всё очевиднее с возрастом. Да, она ревнует мужа, но также мы читаем о тучной женщине, бегающей на четырёх ногах, кусающейся, визжащей и хохочущей в ночном коридоре. И всё же муж о ней заботился до последнего.

Главные герои книги - некрасивые люди. Щуплая, низкая девушка с плоской фигурой, бледными волосами. Мужчина, которого все женщины открыто называли отталкивающим. Видим мы их среди пышных высоких женщин с блестящими волосами и большими глазами, среди мужчин с греческим профилем.

Взгляд на христианство здесь умеренный. Джейн не даёт топтаться по себе, она не примиряется с тётей, не пытается окончательно наладить отношения с сёстрами, не выбирает духовного, но не влюблённого в неё мужчину. Она радуется родным больше чем деньгам. Достаточно образов лицемерных христиан. Да, в лучших традициях христианской литературы герой приходит к вере, потому что Бог им помог. Но в этой книге Бог помогает искренним людям, а не любующимся своей праведностью.

Почему Рочестер мучает девушку намёками и обманом? Потому что (кроме того, что ему это нравится) по поведению сдержанной гувернантки не совсем понятно, какие чувства она испытывает, потому что он до конца не уверен, стоит ли идти на отчаянный шаг, потому что она лишь некрасивая гувернантка, а не утонченная наследница, потому что все женщины в его жизни просто хотели его денег.

Права ли была Джейн, что не уехала с Рочестером в другую страну? С одной стороны, если бы они уехали сразу, то Эдвард не потерял бы руку и не ослеп. С другой стороны, а вдруг бы Берта успела сжечь или зарезать девушку. В жизни не так много правильных и неправильных решений, есть просто решения и их последствия.

картинка Hatchepsut

Комментарии


Прекрасная книга, соглашусь с Вами. Рочестер мне в юности казался очень привлекательным (да и в кино его вечно играют красивые мужчины!). А Сент-Джон бесил. Никак не могла понять, отчего он так хотел пожертвовать своим счастьем ради каких-то мифических идеалов, и то необязательно благородных.


В книге говорится, что Сент-Джон с детства мечтал добыть славу и богатство. Из-за бедности семьи вынужден был стать священником и попрощаться с мечтами о богатстве, но слава привлекала его сильнее брака, тем более он и не любил ту девушку, а просто хотел её.

Когда читаешь его (Рочестера) слова:"Джейн, коварное дитя фэйри, признайся, ты пытаешься меня околдовать" и т.п., то невольно таешь)


Когда читаешь его (Рочестера) слова:"Джейн, коварное дитя фэйри, признайся, ты пытаешься меня околдовать" и т.п., то невольно таешь)

О да, это прекрасно. )))