Больше рецензий

20 мая 2020 г. 13:18

2K

2 Запоздалая встреча

Я верю, что для каждой книги – свое время. Повстречавшись с этой книгой лет в 16-17, восторгу моему не было бы предела. Здесь и обширные ссылки на философию, классическую литературу и историю искусства. Здесь и путешествия, безумная любовь, дружба, очаровывающая трагичность главного героя и отличная, колоритная атмосфера старой-доброй Англии конца XIX -начала XX века.

Но мне не 16, за плечами определенный жизненный и читательский опыт, и… на протяжении всего романа меня просто коробило от неспособности главного героя рефлексировать. В первых главах, описывающих начало подросткового возраста и юности героя, я смотрела на это снисходительно и даже понимающе: «ладно, еще повзрослеет», но почитав роман до середины… подростковый максимализм в сочетании с эгоизмом, нарциссизмом и элементарной неспособностью к эмпатии и критическому мышлению начали серьезно раздражать и утомлять. Точно так же, как и полное отсутствие ответственности за свои поступки и постоянное желание «спихнуть» ее на других: «ограниченного» дядю, который не дает СВОИХ денег на обучение в замен тех, что были растрачены; «глупую и невоспитанную» возлюбленную, которая подозрительно не отвечает взаимностью человеку, воспринимающему ее как недостойную и «низкую» по статусу… Кстати, в этом заносчивом, высокомерном отношении к другим людям: родственникам, друзьям, коллегам, возлюбленным; заключается еще один серьезно раздражающий меня момент. К сожалению, я не догадалась вовремя начать считать, но что-то мне подсказывает, что «пошло» - самое часто используемое героем для описания окружающей действительности слово: пошлое платье, пошлые манеры, пошлый вкус…. И именно в таком, уничижительном контексте: «я такой утонченный, воспитанный и возвышенный, а вы тут все такие пошлые и глупые». Я серьезно не припомню за весь роман ни одного персонажа, к которому герой не относился бы несколько снисходительно.

Все это отнюдь не значит, что в романе нет положительных моментов. Они есть, это и совершенно прекрасная метафора-загадка восточного ковра Кроншоу, и очень живые описания влияния искусства на человека (особенно хочется отметить момент с Эль Гркео), и рассуждения о красоте на пароме в Гринвич… Но все это меркнет в сранении с примитивностью, посредственностью и плоскостью главного героя.

В итоге, на мой взгляд, это весьма печальный роман про человека, который обрел ту жизнь, от которой, на протяжении почти тридцати лет, упорно и ожесточенно старался сбежать: он практически превратился в своего горячо «любимого» дядюшку, которого презирал.