Больше рецензий

20 мая 2020 г. 09:10

666

3

«Клоун Як» — это творческий итог жизни шведского писателя Яльмара Бергмана. Он написал книгу в 1930 году, когда был уже глубоко болен и почти ослеп. В каком-то смысле «Клоун» стал своеобразным завещанием потомкам, в котором писатель подводил черту под своей жизнью. Бергмана не стало в 1931 году, а клоун Як вот уже несколько десятков лет продолжает горько и насмешливо улыбаться со страниц: вечный паяц, прячущий за ярким гримом своё настоящее лицо.

— Ну, ладно, — продолжал клоун, — всему приходит конец.

Молодой Борк приезжает в Америку, где пытается найти своего дальнего родственника Яка Тракбака с сугубо меркантильными целями. Каким-то чудом у него получается не просто найти его, местную знаменитость, но и попасть внутрь поместья, которое используется клоуном как некое подобие дома. Подобие — потому что у него нет ничего другого.

Невозможно ходить всё время в клоунской форме… невыносимо…

Автор разворачивает свою мысль по принципу от простого к сложному, от внешнего к внутреннему. Поначалу всё действительно сводится к примитивным потребностям в деньгах и выживании, но постепенно, с раскрытием образа клоуна Яка, поднимаются уже другие проблемы. Постепенно за спиной Яка Тракбака вырисовывается привычный современный мир, в котором искусство продаётся и покупает, а человеческая жизнь не стоит ни гроша. И на этом фоне тем ужаснее выглядят попытки клоуна вывернуть душу перед не желающей ничего понимать публикой.

Борцы с Долгостроем. Тур №93.