Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2020 г. 03:13

4K

3 Нет худшего грешника, чем осуждающий других грешников

Скажу сразу, я ожидал от этой книги много большего, чем то, что обрел. В самом деле, если книга получает название "Торквемада", значит, она претендует на осмысление одного из ключевых, жестоких, но и одновременно очень интересных исторических периодов. Я недаром пишу об осмыслении, потому что есть в истории темы, на которые не совсем прилично писать развлекательные романы. Данное произведение тоже не развлекательное, но осмыслением описываемой эпохи здесь тоже не пахнет.

Это, скорее, мелодраматический опус, рассчитанный на выжимание слёз из не слишком привередливых читателей В самом деле, в книге есть абсолютное зло - инквизиция и сам Торквемада, есть абсолютное добро - раввин Мендоса и его мудрость, и есть жертва борьбы добра и зла - семейство испанского гранда Альваро де Рафаэля.

Книга написана так бесхитростно, что вырисовывается четкая схема: инквизиция - порождение христианства, следовательно, христианство - зло, иудаизм - добро. В романе только два положительных героя: раввин и идальго, который в конце книги, прозрев, желает перейти из христианства в веру своего деда - иудаизм. Книга носит определенный антихристианский характер, потому что его - христианства, как такового, в романе нет, есть только инквизиция, а инквизиция в трактовке автора - абсолютное зло.

Казалось бы, какое до этого дело мне, человеку, далекому от любой религии,я ведь всё равно не проникнусь духом иудаизма и не ополчусь против католицизма, просто потому, что для меня они равны в своей попытке меня одурачить и навязать определенную картину мира. Все остальные религии мира, в том числе и моё родное православие, традиции которого оказывали на меня определенное влияние в детстве и юности, для меня так же неубедительны, как и те две, что присутствуют в романе. Так вот, меня раздражает любая попытка в художественном произведении столкнуть две религии, и путем эмоционального давления на читателя, одну из них возвысить над другой. Это всего лишь завуалированная проповедь. А проповеди пусть слушают прихожане.

Обратите внимание, что все религии учат Любви, все призывают искать Господа в сердце своем, но все ставят непременное условие - ты должен быть членом церкви, ты должен доказывать окружающим свою Веру. И пока представители религии находятся в состоянии преследуемых, они готовы на подвиги во имя своей Веры, но стоит им стать властью или частью власти, и горят скиты раскольников, пылают костры аутодафе, отрезаются головы неверных, вырезаются целиком города по воле бога, требующего не оставлять в живых ни женщин, ни детей.

Приходя к власти, хорошие верующие люди забывают все свои принципы, начиная со всепрощения и заканчивая "не судите, да не судимы будете", с ними происходит странная метаморфоза, их души перестают жить высокими материями, переключаясь на некие ортодоксальные пункты, по которым можно делить всех на своих и чужих. А потом чужих нужно обязательно преследовать, и в этом желании, опять же, все религии едины, просто сегодня один решает кого распять, а завтра другой - кого сжечь.

Вот об этой человеческой аномалии я и рассчитывал прочесть в книге с названием "Торквемада", потому что это замечательный материал, чтобы разобраться в причинах религиозного фанатизма. Заглавный герой - первый и самый одиозный представитель испанской инквизиции, выходец из крещеных евреев, ставший организатором и исполнителем изгнания из Испании иноверцев - мавров и евреев, олицетворение "черной легенды" Испании.

Я думал, что мне будут показаны движущие силы этих процессов, факторы, которые оказывали на них определяющее влияние, исторические события, сопровождавшие появление и существование этого института. Но ничего этого в книге даже близко нет, вместо этого рассказывается о взаимоотношениях двух потомков крещеных евреев, один из которых полностью отрекся от предков, а второй хранил о них память.

Что же, такой подход тоже возможен для художественного произведения, здесь не может быть жестких правил, но , наверное, было бы правильнее придумать для него другое название. Это, как, если бы художественная история о взаимоотношениях Сталина и Бухарина, например, называлась бы выспренно "Сталин", или история о личных делах Ленина и Мартова, называлась бы "Ленин". Согласитесь, что такой подход выглядит слишком амбициозно, так чем же Тарквемада хуже Ленина или Сталина? Большие имена символизирует большие блоки больших проблем.

1007

Рецензия написана в рамках игры "Вокруг света" (Испания)

Комментарии


Так вот, меня раздражает любая попытка в художественном произведении столкнуть две религии, и путем эмоционального давления на читателя, одну из них возвысить над другой.

Вот тоже не люблю такие книги. Я, хоть и являюсь человеком верующим, не понимаю, как можно сталкивать разные религии. На кой? И обязательно в таких книгах нарочно вытаскивает самое грязное, смакуется, чтобы показать - посмотрите, какие они отвратительные! Но есть же адекватные верующие во всех религиях, и атеистов адекватных хватает. Мне кажется, идеальная книга для христиан - это "Камо грядеши". Интересно, какая книга идеальна для иудеев.


Ну, не знаю... у меня к "Камо грядеши" очень сложное отношение. Если есть время и интерес, то в моей рецензии всё, что я о нем думаю)