Больше рецензий

Book_Bunny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 мая 2020 г. 19:41

1K

3.5 Когда будет уже поздно…

«В жизни, говорят, можно исправить себя,
можно стать лучше, но нельзя поправить того,
что уже сделал»
(с) «Подземелье Ватикана»

Андре Поль Гийом Жид – французский писатель, прозаик, драматург и эссеист, оказавший значительное влияние на умонастроение нескольких поколений французов. Роман «Подземелье Ватикана» был написан в 1914 году, вышел в свет в 1935 году.
Сюжетно книга разделена на пять частей (книг), каждая из которых посвящена одному из героев романа. Но центральными персонажами, по моему скромному мнению, являются два брата – Жюльюс де Барайуль и Лафкадио Луйки.
На протяжении всего повествования судьбы этих братьев пересекаются с судьбами других персонажей: с кем-то они просто сталкиваются на своём жизненном пути, а на чьи-то жизни оказывают решающее влияние. Характеры братьев, их мысли, идеи и желания, мотивы их поступков раскрываются на протяжении всего произведения: страница за страницей, страница за страницей… И читатель до последнего не ведает, к чему это всё приведёт.
Поначалу язык произведения сопротивляется восприятию, сюжет кажется разрозненным и лишённым логики, но по мере чтения всё встаёт на свои места: рассказ приобретает очертание классического произведения XIX века, появляются те или иные чувства к различным героям книги, ты начинаешь разбираться в положениях, в которых оказался тот или иной персонаж…
У произведения есть интересная особенность - повествование ведётся от лица рассказчика, который зачастую напрямую обращается то к читателю, то к собственному герою: «Лафкадио, друг мой, вы впадаете в совершенную заурядность! Ежели вам пришлось влюбиться, на моё перо не рассчитывайте: раздрай в вашем сердце описывать я не стану…».
Роман произвёл на меня неоднозначное впечатление. С заметкой безымянного критика: «Остроумная, полная озорного юмора история шайки мошенников-интеллектуалов…», я совершенно не согласна! Я не увидела озорного юмора, я увидела трагедию в судьбах персонажей, у каждого она своя. Боль осознания своих, зачастую, импульсивных поступков, тяжесть их принятия… «Нет лучше выхода,… чем послушание в спокойствии совести, рано или поздно он это поймёт, поймёт, что закрыты ему иные пути…».
В романе автор также касается несколько животрепещущих тем, особенно актуальных в наше время, но касается вскользь, как бы шутя. Но от этого судьбы героев, порядки общества, где им приходится жить, воспринимаются ещё острее. Заставляют тебя, дорогой читатель, размышлять над мотивами поступков героев, строить свои догадки и предположения. И навсегда оставить их неподтверждёнными…
Для меня роман стал гимном трагедии французского общества, указующим перстом деградации её участников.

«Сколько ни воображай, «что было бы, если бы»,
всегда останется дырочка,
через которую проглянет непредвиденное… »
(с) «Подземелье Ватикана»