Больше рецензий

Igor_K

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 мая 2020 г. 14:00

596

4 Ода беззаботным временам

«Шутка Мецената» была написана Аверченко за два года до смерти (в 1923-ем), когда он уже находился в эмиграции, единственный роман в его творчестве. Хотя, если уж честно, то какой это роман, небольшая повесть. Считается, что при жизни Аверченко этот его текст не был оценен по достоинству. Газетная публикация не вызвала среди эмигрантов того интереса, на который рассчитывали автор и издатель. Отдельной книгой «Шутка Мецената» вышла уже посмертно. А на родине автора первая публикация состоялась аж в 1990-ом году и так и не стала бестселлером, как произошло с некоторыми другими эмигрантскими текстами. Тем не менее, по этому роману регулярно ставятся спектакли и имеются литературоведческие изыскания.

Если вдуматься, то у подобной реакции публики на «Шутку Мецената» есть объяснение. Роман у Аверченко получился не таким сенсационным, как можно было от него ждать. Тут нет срывания масок, бичевания пороков, нет даже напряженного сюжета. А есть неприкрытая ностальгия по давно ушедшем временам, по миру, в котором Аверченко жил до революции 1917-ого года. Действие разворачивается в Петербурге 1910-ых годов, явные приметы времени отсутствуют, нет никаких ни политических, ни социальных моментов, словно действие происходит в каком-то безвременье, ну да, Золотой Век как он есть. Тут и живет Меценат. Он богат, не имеет четкой цели в жизни, гоняется за мелкими эксцентричными радостями. Вокруг него собралась небольшая развеселая компания, которая, в общем-то, живет за его счет. Товарищи каждый день встречаются то на квартире Мецената, то в каком-нибудь кабачке, вечно зубоскалят, подначивают друг друга, но явно не хотят, чтобы их жизнь менялась. Однажды один из них притаскивает в компанию наивного глупенького молодого поэта. И он так же становится объектом насмешек, вот только не понимает, что над ним потешаются. Забавы ради ребята принимаются, как сейчас выразились бы, раскручивать его в качестве модного поэта, хотя слышали-то всего одно его стихотворение и признали примитивным и дурацким. Суета вокруг Куколки (так прозвали молодого человека за его внешность и манеру одеваться) и составляет сюжетный стержень романа. Правда, Аверченко не сильно им увлекается, гораздо интересней ему живописать жизнь Мецената и его клевретов (так они сами себя и называют, кстати). И если уж и читать «Шутку Мецената», то не ради сюжета, а ради персонажей, которые выписаны ярко, выпукло и живо. Каждый из них буквально предстает перед глазами читателей. А диалоги тут – закачаешься!

Имена персонажей если и произносят, то всего пару раз, все выступают под кличками. Вот поэт-неудачник Мотылек, который мнит себя гением, но не может выстроить карьеру писателя, потому работает в непритязательной газетенке. А вот Кузя, который столь ленив, что порой не в состоянии с постели подняться, чтобы воды напиться. А вот Телохранитель, мускулистый молодой человек, выдумщик и враль, такой может любую небылицу так рассказать, что в нее все поверят. Кстати, он единственный здесь, чья фамилия часто упоминается в тексте. А вот жена Мецената, она ленива так же, как и Кузя, кажется, все время пребывает в дреме. Есть тут и еще одна девушка, ее прозвали Яблонька. Она столь мила, столь умна, столь открыта миру, что клевреты во главе с Меценатом избрали ее объектом преклонения. Прислуживает всем этим людям ворчливая пожилая домработница Мецената Анна Матвеевна, которую компания окрестила Кальвией Криспиниллой. Ну, и Куколка здесь же. Но он абсолютно не интересный в отличие от окружающих его персон. Он тут сюжета ради, а не колорита, всего лишь повод, а не обстоятельство. Кажется, Аверченко мог бы написать множество романов про Мецената и его клевретов, ведь персонажи у него получились просто отличные, про таких читать можно бесконечно, разговоры они ведут наизабавнейшие, да и чудесная бесконфликтная в социальном плане атмосфера радует сердце.

Считается, что «Шутка Мецената» является «романом с ключом», у всех персонажей явно есть прототипы. Тогда такие штуки были очень даже в моде, нет ничего странного в том, что Аверченко поупражнялся в данном жанре. Вот только раскрыть прототипы весьма сложно, тут многое понамешано. Читатель решивший подойти с этой стороны к «Шутке Мецената», должен вооружиться всякой биографической литературой про окружение Аверченко. Если современникам было достаточно затруднительно воспринять этот пласт романа, то нам с вами, жителям XXI века, тем более. Одной из самых любопытных трактовок является то, что под видом Куколки Аверченко вывел Есенина и тем самым жестко его высмеял. Может быть, конечно, и вывел, но жесткого высмеивания вы здесь не найдете. Автор, вообще, кажется, и не собирается тут никого высмеивать, тем более жестко. Он только лишь улыбается. Иногда грустно. Просто Аверченко с нежностью вспоминает свою прошлую жизнь и друзей, потому тут и нет отрицательных персонажей. Да шутку, конечно, Меценат с компанией затеяли весьма злую, но по сути они неплохие люди, и осуждать их не стоит. Тем более, что они понесли-таки наказание, их сама судьба отчихвостила. Возможно, здесь скрывается горькая шутка самого Аверченко. Мол, его поколение не ждало беды и не смогло ей противостоять, не смогло сохранить свой образ жизни, осталось им только одно – уехать прочь. Собственно, и Меценат вместе с дружками в финале романа уезжает прочь из Петербурга, правда, не за границу, а на Волгу, но мысль автора вполне понятна. Вот только автор в милости своей, в конце концов, прописывает своим персонажам не такой уж и печальный финал.

«Шутку Мецената» можно сравнить с чудной находкой на обочине дороги. Да, эта вещица находится в стороне от той магистрали русской литературы, которую проложили нам критики. Но если вы наткнулись на нее, подняли, рассмотрели, вгляделись, то явно не останетесь разочарованными. Все тут мило и забавно. И в конце концов, нужны и такие книжки, чтобы не про судьбы мира и вечные вопросы, а просто про несуразную нашу жизнь.