Больше рецензий

Julymystery

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2012 г. 13:12

20

5

О! Фицджеральд!
Если бы мне предложили выделить двух самых блестящий, одаренных и проникновенных писателей, я бы несомненно выбрала его и Оскара Уайлда. Их слова ложатся на страницы и переплетаясь рождают удивительную мелодию, сильную, сводящую с ума.
У Фицжеральда вы не найдете сложного сюжета, выстроенного по чертежам как грандиозный дворец, со всяческими пристройками, смотровыми башнями и тайными переходами. Сами действия его персонажей не имеют никакого значения без внутренней мотивации этих поступков. Проза Фицджеральда, тонкая и замысловатая, как кружево, так же легка и прозрачна на свет. Эта проза, передающая не смысл, а настроение, дух эпохи, ее цвета, ее ароматы.
Здесь нет нравоучительной морали, да и персонажи часто сами не знают, какой им держаться стороны, добра или зла. А впрочем, в реальном мире и так все давно перемешано.
«По ту сторону рая», это роман в котором можно найти себя. Свои тайные страхи и стороны, свои поступки и угрызения совести. Главный герой, Эмори, непоследователен, но как прекрасно скроен его образ. То он один стоит целого мира, то не стоит ни цента. Эти взлеты и падения, происходящие только в глубине его души, всегда сильно отражаются с внешней стороны, поворачивая его жизнь в разные стороны. При этом Фицджеральд описывает его школьные годы, годы его юности, но мы не чувствуем ни детской наивности, ни, что самое главное, фальши. В отличие от Селинджера, который в «над пропастью во ржи» вкладывает в уста своего малолетнего героя мысли и фразы, свойственные человеку совсем иного возраста. А сама форма текста! То это обычное повествование, то стихи, то пьеса. Автор словно играет своим произведением, поворачивает его, как бриллиант на солнце разными гранями, ловя удивительные, неповторимые сочетания и отблески.
Ближе к концу чувствуется, что это первое произведение автора, он словно вознесся до неизведанных границ своего творчества, но не смог поставить такую же эффектную точку. Но все равно, несмотря на это, «по эту сторону рая» остается великим и многообещающим произведением!
«Великий Гетсби» Произведение настолько же неоднозначное, как предыдущее, но не менее ценное. Гетсби обычный человек, который, при этом, не может не снится ночами. Его шарм и очарование в чем-то, что нельзя описать словами. Но автору это удается. Он набрасывает его портрет, как художник-импрессионист, крупными мазками, а мы восхищаемся, но в то же время мечтаем разглядеть детали. И к концу книги, так и не насытившись ими, мы смотрим на последнюю страницу в надежде увидеть что-то еще. Еще чуть-чуть. Хотя бы слово!