Больше рецензий
18 мая 2020 г. 01:05
6K
2 «От винта! И чтоб без демократии тут...»
РецензияНаверное, мне не хватает ума. Я ограниченная. Хорошо, хорошо… не хочется спорить. Нужно быть самокритичной, не так ли?
Но что это за… чушь? глупость? пошлость?
Право, давно я так бессмысленно не убивала время. «Чайка» сия – это какая-то невыносимая банальность, которая лезет из кожи, пытаясь притвориться откровением, сравнимым с текстами Евангелия. Должно быть, от этих амбиций автора (ах, молитесь на мою книжку!) и появились неловкие аллюзии на Иисуса, его учеников и воскресение Спасителя. Можно верить или не верить в Бога и Иисуса – ваше право. Но за что же тащить великое (в масштабе человеческой цивилизации) в беллетристику с примитивнейшим посылом?
Конечно, вдохновлялся Бах не только Библией. Он явно хотел равняться на работы великого писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, а особенно на «Маленького принца». Писатель словно размышлял: «Хм… а я же тоже летчик! Почему бы и мне не накатать сказку с взрослыми смыслами? Тот же, этот, французик, смог, а я чем хуже?» Но у Сент-Экзюпери было то самое, с чем проблемы у Баха, – и нет, это не писательский талант. Это – человечность. Это – глубокая любовь ко всему живому. Это – уважение к миру, в котором Сент-Экзюпери жил. Оттого творение Баха нельзя даже рядом поставить с «Маленьким принцем». «Чайка с именем» – типичнейший пример все того же «тоталитарного» искусства, которое признает единственную точку зрения.
Вот есть чайка с именем Джонатан Ливингстон. Жил он себе в окружении прочих чаек. Но Джонатан был особенным (мотив избранности пронизывает весь текст, если что). Он больше всего хотел стать пилотом… в понимании своего биологического вида. Другие-то чайки заняты добыванием еды, плодятся, выкармливают потомство, но в понимании Джонатана весь быт – сплошной ужас. Он спрашивает: «Отчего вы тратите время на эту чушь? Вы должны учиться летать! Ах, какую скорость я научился набирать! Посмотрите, как я искусно выхожу из пике! Почему вы не хотите быть мною?»
Раздраженные соплеменники выгоняют Джонатана, и он долго потом скитается. Затем – духовное перерождение а-ля «все курсы личностного роста от 100 тысяч и выше» с намерением вернуться к изгнавшим его и все-таки доказать им, что они ошибались на его счет. Из-за предсказуемости истории проспойлерить ее проблематично. И так ясно, как закончится путь чайки Джонатана.
Тема «одиночка против толпы» вечна. Разворачивать ее можно бесконечно, но неплохо бы и меру знать. Одно дело – противопоставлять разумность одного человека реальному безумию большинства. На этом любят строить антифашистскую и постапокалиптическую литературу. Другое – противопоставлять одну разумную точку зрения… другой разумной точке зрения. В этом случае искусство скатывается к пропагандистской передаче одного известного канала. Но у нас тут не политические дебаты, не так ли?
«Чайка…» становится заложником своей же идеи о свободе. Свобода быть собой – это прекрасно. Вот этот человек – летчик, экстраверт, вечно в спешке, часто смеется. А этот – меланхоличный поэт, который обществу предпочитает общение с природой. Вот эта женщина – хорошая мать, смогла воспитать замечательных детей. А другая женщина – успешный профессионал, без детей ей хорошо, она все силы вложила в свой проект. Кто, спрашивается, живет правильнее? Мне лично кажется, что все правы в своем выборе. Счастлив человек – и отлично. Зачем ему обменивать свое счастье на какой-то «полет»?
Но Джонатан все настаивает и настаивает – вы обязаны, обязаны, обязаны «летать»! Кому обязаны? С какой стати? И что это – «летать»? Живет себе спокойно человек, любит, читает, путешествует, пьет кофе, играет с ребенком. А в книге такой человек – явно второй сорт. Он же не стремится к небесам! Чего это он расселся? А ну вставай! Беги за новыми достижениями! Ты должен! Ты же человек, а человек обязан что-то превозмогать! Ты что – серость? Человек толпы! Тупой человек, ограниченный! А я – великий Джонатан! Ты – пыль! А я, я…
Пронизывая всю книгу, идея «живи правильно!» делает невыносимым само чтение. Спасибо хоть, что страдаешь недолго, с час. Но терпишь промывку мозгов, стиснув зубы. Хочется верить, что сам Бах самокритичнее своего главного героя и хоть немного уважает иной образ жизни.
Прочитано в рамках игры Собери их всех.
Комментарии
Да уж... помню, что мне когда-то хвалили эту книгу, но я, к счастью, не соблазнилась. Легко представить, что читать такую претенцизную историю - не самое приятное занятие, мягко выражаясь.
Странно, почему некоторые люди никак не хотят признать, что нет никакого абсолютного "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо"? Что всё зависит от ракурса, от прикладываемого критерия, от культурных кодов, от разного прошлого опыта, от человеческих ощущений... вроде такая простая мысль)
Тут можно подумать, что чужое счастье иногда вызывает зависть, и, возможно, порой эта зависть сублимируется в творчестве... Встречала такое в биографиях известных личностей, когда авторы этих опусов без какой-либо очевидной логической связи начинают морализаторствовать и утверждать, как героям следовало бы себя вести в ситуациях, о которых они по определению не имеют никакого представления...
Отличная рецензия, спасибо)
Вам большое спасибо. Не знаю, что я ждала от этой книги, но хвалили ее достаточно - тут Вы правы. Впрочем, не жалею, что прочитала: теперь хотя бы знаю, что это за вещь.
А когда человек замусолил это великое в своих руках и уже толком не верит в него, а пытается верить, то он тащит, волоком, это великое... Грустно.
Хорошо сказала, Даян. Это вообще бич нашего времени: насильно вбить в головы свою истину или... изнасиловать свою истину, чтобы с ней можно было делать что хочешь.
Почему-то вспомнил забавный и грустный короткий мультик - Гагарин.
Там про гусеничку, которая мечтала летать. И вот она однажды доблестно забралась в воланчик, которым играли на траве две девушки, и он.. полетел в небо.
Воланчик упал в траву после мытарств, гусеничка выполза, с кружащейся головкой, отползла под мостик и... её стошнило.
Замечательно сказано.. да и полёт у каждого свой. Полёт.. он ведь не в чём-то внешнем, лобовом.
Можно летать сколько угодно, но душа будет пошла и как гусеница ползать в земном.
А это уже ростки социального фашизма...
Спасибо за рецензию, Даяна)
Тебе спасибо, Саш. )))
Я вообще увидел в этой книге построение тоталитарного общества. Когда началось разделение всех на правильных чаек, которые идут за Джонатаном и неправильных, которые не решались пойти за ним.
Классные у Вас ассоциации возникли! )))
Полжизни думала, что история про чайку как то больше про Обломова и обломовщины. А вы вона как - тоталитаризмы ощущаете.
Но так-то Обломов тоже по-своему прав. Пусть живет, как хочет. А восприятие - штука сложная. )))
Конечно Обломов – сам себе режиссер. Ему невозможно ничего навязать. Но есть люди/птицы/кони - те самые первооткрыватели, которые пару раз почти умерли во время своей учебы и очнулись с каким то другим мироощущением, они всегда что-то для себя и для других открывали. Книга на мой взгляд о них. Такие люди – сами себе тираны, а не остальному миру и вряд ли задумывались кто какого сорта. @}-;-'---