Больше рецензий

SedoyProk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2020 г. 16:29

2K

5 Как проходило детство наших прабабушек и прадедушек

Книга для детей среднего школьного возраста. В детстве не прочитал. Если бы сейчас благодаря прекрасной рецензии Anastasia246 не заинтересовался, так и ходил бы не знакомый с Динкой. Уверен, что в детстве смотрел экранизацию 1971 года — «Найди меня, Лёня!», реж. Николай Лебедев, но за давностью лет не помню сюжета.

Воспринимаю книгу не как детскую книгу, а прекрасный артефакт советской детской литературы. Честно признаюсь, что не стал изучать подробности написания Валентиной Осеевой этого произведения, но в нём отражены приметы создававшихся в СССР произведений для детей и юношества. Если бы в книге была только детская тема 8-10-летней Динки, её замечательной дружбы с сиротой Лёнькой, тогда вряд ли эта книга была документом своего времени. Должно быть отражение тяжелой исторической действительности агонии царского режима. Да, о царе упоминается всегда вскользь, но обязательно в негативном контексте – «что свергать его нужно». Прямая речь Лёньки – «…свергать его нужно всем сообща. Вот погоди, как рабочие почитают эти бумажки, так и поймут, как надо действовать. А то окружился царь войском и сидит за десятью замками. С утра до вечера только кисель жрёт!» «…И Динке хотелось помочь в свержении царя».
Вообще-то, девочка из семьи подпольщика-революционера. Отца она видит только на фотографии, которая почти истлела у дедушки Никича. Трёхминутное свидание отца с женой и дочерьми в поезде чем-то мне напомнило свидание Максима Максимовича Исаева (Штирлица) с женой в кафе «Элефант» из «Семнадцати мгновений весны» реж.Т.Лиознова (1973год). Очень похожий антураж, ограниченное время, общественное место, героический типаж мужчины – подпольщика или разведчика. То есть мама Динки Марина с тремя детьми вынуждена жить фактически без мужа, скрывающегося от самодержавного режима. Красной нитью в книге проходит тема борьбы подпольщиков за просвещение трудового народа. Тут и прокламации, которые Лёнька геройски распространяет на самарских заводах взамен арестованного студента Степана.

Судьба Лёньки стоит отдельной трагической составной частью книги. Настоящий беглый преступник, похитивший документы на имя Гордея Ревякина, женился на вдовой матери трехлетнего Лёньки. Он погубил её, забрав деньги за старую корову, а затем… Сцена убийства обозначена не очень подробно для детского произведения – «Гордей Лукич в сердцах пнул её кулаком в грудь… и на другой день мастерил в сарае гроб». Тема сиротства мальчишки, который остался на попечение изверга-отчима, самая пронзительная в книге. Читать об этом очень тяжело. Властям нет дела до произвола и насилия в семье. Оставшийся сиротой мальчишка понадобился Ревякину только в качестве бесплатного работника, когда подрос на попечении сердобольной птичницы. Дальнейшая его жизнь, а точнее, прозябание у мироеда Гордея тяжела и беспросветна. Уверен, что читавшие книгу советские школьники наполнялись справедливой социальной ненавистью к подобным хозяевам, грабившим и издевавшимися как над Лёнькой, так и над миллионами своих работников и батраков.

Образ Динки, конечно же, является центральным. С самого начала был уверен, что у девочки СДВГ- синдром дефицита внимания и гиперактивности. Сразу показалось, что все признаки налицо – трудности концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемая импульсивность. Первые две части книги почти полностью посвящены подвигам Динки, от которых у обычной матери инфаркт должен был произойти. Это и драки с мальчишками, чуть не повлёкшие гибель девочки в реке, но её спас Лёнька. Как она безрассудно бросилась на Гордея Ревякина, вцепившись ему в бороду, чтобы защитить того же Лёньку. Удары этого преступника по девочке, как мне показалось, не могли пройти без последствий для ребёнка, но автор, показав потрясение девочки, не стала раскрывать подробности, как Динка отошла от возможных травм. Конечно, прекрасны благородные порывы девочки защитить друга, но, когда она взывала о помощи грузчиков, был очень тяжелый момент возможного увечья или даже её гибели. Все приключения Динки чрезвычайно опасны для ребёнка. Удивительно, как впоследствии мама Марина, узнав из рассказов девочки об этих происшествиях, смогла сохранить спокойствие в отношении поведения своего ребёнка.

Пожалуй, главным отказом в постановке диагноза СДВГ Динке является её волевое преодоление неудач в учёбе и плохого поведения в третьей части, когда в киевской гимназии она исправляется и становится отличной ученицей. Ребёнок с СДВГ не может самостоятельно преодолеть эту болезнь. Впрочем, в конце пятидесятых годов прошлого века, когда Осеева писала эту книгу, о данном синдроме ещё не было известно, как мне кажется.

Книга, написанная в 1959 году, целиком и полностью подпадает под определение соцреализма. По Уставу Союза советских писателей социалистический реализм был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Предреволюционная атмосфера Российской империи передана в книге прекрасно. От судьбы конкретной семьи революционера-подпольщика до интересных подробностей жизни и быта конкретных людей – всё это передано автором очень достоверно и интересно. Можно рассматривать не как историю приключений Динки, а достаточно полную картину жизни общества в 1908-1910гг. Впрочем, сам характер Динки Арсеньевой наполняет книжное пространство замечательной энергией детской непоседливости, искренней дружбой и стремлением к справедливости.