Больше рецензий

Lookym

Эксперт

Просто читатель

7 февраля 2012 г. 15:43

132

4

Как можем мы написать правду о самом себе? Да и знаем ли мы ее? Существует множество представлений о нас: наше собственное, мнение наших друзей, любовника и, наконец, врагов.



Об этой удивительной женщине мне приходилось слышать только при упоминании Сергея Есенина, и тут счастливый случай принес мне в руки ее автобиографию.
Поразительно, насколько интересной женщиной была Айседора. Неугомонная, неудержимая, увлекающаяся натура, любившая своих мужчин без оглядки, всю себя посвящавшая искусству танца… Именно такой она предстает в своей автобиографии.
По ее словам, танцевать она начала еще в утробе матери.

На вопрос о том, когда я начала танцевать, я отвечаю: «Во чреве матери, вероятно, под влиянием пищи Афродиты – устриц и шампанского».



С самого начала жизни я танцевала. Ребенком я выражала в танце порывистую радость роста; подростком – радость, переходящую в страх при первом ощущении подводных течений, страх безжалостной жестокости и уничтожающего поступательного хода жизни.



Она создала собственную систему свободного танца, искренне считая, что балет с его жестким расписанием и тренировками, лежит за пределами искусства. Однако не могла не аплодировать блистательной Павловой и Кшесинской.
Она всю жизнь мечтала создать собственную школу танцев, много путешествовала, обращая в свою веру зрителей.
Путь к славе был для Дункан непростым. Ей довелось пожить и в нищете, выпрашивая деньги на первый костюм или на билет в другую страну…
Со временем она добилась оглушительного успеха.

Благородное искусство идет из глубин человеческого духа и не нуждается во внешних покровах.



Считала Дункан и не только выступала в свободных туниках и босиком на сцене, но и в жизни придерживалась такого же стиля.
Ее взгляды на жизнь были столь же революционны для того времени. Например, она категорически не принимала институт брака, изменив своим принципам только с Сергеем Есениным – он был единственным ее официальным мужем.
От других мужчин она рожала детей вне брака, не испытывая ни малейшего стеснения от такого положения вещей. Хотя многие отвернулись от нее, даже собственная мать.
Увы, счастье материнства продлилось недолго – ее дети погибли в автомобильной катастрофе, и оправиться от этой потере Дункан не смогла.

Мне кажется, что есть горе, которое убивает, хотя человек и кажется живым. Тело еще может влачиться по тяжелому земному пути, но дух подавлен, подавлен навсегда.



Айседора пыталась еще родить – ребенок умер. Тогда она с новым неистовством окунулась в творчество. В том числе, стала писать свою биографию.
Увы, записи обрываются тогда, когда она собирается в Москву. Там ей предстоит встретиться с Есениным.

Особенно возмущает меня вывод многих женщин, которые считают, что после сорокалетнего возраста любовь несовместима с достоинством человека. Ах, какая это ошибка.



Эта глава ее жизни осталась не написана ею. Очень жаль. Мне хотелось узнать о том, каково ей было с русским поэтом, неужели большое чувство любви заставило ее пойти в загс?
На эти вопросы нет четких ответов, данных самой Айседорой – лишь попытки биографов Дункан и Есенина реконструировать их жизнь, чувство, отношения...
Их брак закончился разрывом, Айседора пережила Сергея лишь на два года.

...я никогда не изменяла своим привязанностям и никогда не покинула бы ни одного из своих любовников, если бы они сохраняли мне верность. Как я их любила когда-то, так люблю их теперь и буду любить вечно. В том, что я порвала со многими, можно винить только легкомыслие мужчин и жестокость судьбы…