Больше рецензий

14 мая 2020 г. 12:53

4K

5 Орхан Памук: я стал романистом, начитавшись Достоевского и Толстого

Как рассказать о такой странной книге? Мне придется начать издалека, от самого начала странной цепи, свойственной современному искусству: есть такой турецкий писатель Орхан Памук. У Орхана Памука есть роман «Музей невинности» , в котором главный герой Кемаль с одержимостью маньяка собирает вещи, которые имеют отношение к его возлюбленной Фюсун — от окурков до платья. После гибели девушки, Кемаль выкупает дом, в котором она жила, и делает из него музей, экспонатами которого становятся вещи Фюсун. Называется этот музей - «Музей невинности». И этот музей существует в Стамбуле на самом деле — его создал Орхан Памук. Но герои романа вымышленные, поэтому писатель заполнил этот музей вещами, которые могли бы принадлежать персонажам его книги. В каждом экземпляре романа читатель найдет билет на бесплатное посещение музея - сотрудник музея поставить в книге печать-бабочку, ведь именно в виде бабочки была потерянная Фюсун сережка. Для читателей книги — это музей романа, а для всех остальных — музей Турции 70х-80х годов.

картинка Encinesnowy
картинка Encinesnowy

Продолжаем цепочку, которая приведет нас к данной книге: британский режиссер-документалист Грант Ги захотел снять фильм про роман Орхана Памука, про созданный им музей и про воспоминания о городе, который неизбежно и болезненно меняется. Фильм этот называется «Невинность воспоминаний». Так вот эта книга является, своего рода, сценарием к фильму. В The Innocence of Memories, как и в фильме, повествование ведется от лица подруги Фюсун, которая после двенадцати лет эмиграции, возвращается в Стамбул и с болью понимает, что не узнает город своего детства. Также в книге есть реальные интервью со стамбульским водителем такси, водителем парома через Босфор и самого Орхана Памука.
картинка Encinesnowy
Рабочий кабинет Орхана Памука с видом на Босфор в его квартире в Стамбуле

Все книги Орхана Памука обращены к прошлому, в том числе и эта. Они посвящены городу, улицам, ночным задворкам и закоулкам, которые наполнены нашими собственными мыслями и воспоминаниями — и тому, как с каждым потерянным уголком родных мест в нас тоже что-то умирает. Для меня Орхан Памук абсолютный авторитет в искусстве создания классических романов, если он пишет, что правильно так и так, то я никогда не ставлю это под сомнение. Но здесь кроме объективной точки зрения есть еще и очень субъективная — мне в высшей степени близка эстетика Орхана Памука, тема прошлого, которая красной нитью проходит через все его книги, его стиль, гиперчувствительность в отношении Стамбула и невозможность рассказать историю без городских декораций.

В The Innocence of Memories режиссер Грант Ги вспоминал о том, как он с Орхан-беем гулял по Стамбулу в процессе подготовки к съемкам, как писатель показывал ему город своих романов. Сама мысль о том, что Орхан Памук показал бы мне город, заставляет меня сиять. У Памука особый взгляд, особое видение — он несостоявшийся художник, о чем сам не раз говорил. Орхан-бей бросил архитектурный факультет, но не искусство живописи - он делает зарисовки для своих книг сам. В этом факте биографии писателя ответ на какую-то мистическую изобразительность его сюжетов. Поэтому счастливчик тот, кто имел возможность увидеть город через призму взгляда Орхана Памука — вместе со стамбульскими закоулками, ночными сворами собак, чей лай разливается во влажном предутреннем воздухе и гулом кораблей, проплывающих в холодных водах Босфора.

Что еще добавить? The Innocence of Memories — книга для очень узкой аудитории, и к ней приходишь в самом конце пути знакомства с Орханом Памуком, потому что в обратном порядке делать этого не имеет смысла. Нельзя просто зайти в магазин и взять с полки The Innocence of Memories — такое может произойти только случайно. Общее настроение The Innocence of Memories — это постмодернистская прогулка в одиночестве по ночным лабиринтам города, когда вы погружены в свои воспоминания и мысли. Эта книга для тех, кому есть что вспомнить.

картинка Encinesnowy
Фотография знаменитого стамбульского фотографа Ары Гюлера

Рецензия написана в рамках игры #Спасикнигу

1 2

Комментарии


Роман "Музей невинности" показался мне просто ужасным: как можно было слить так бездарно свою жизнь во имя какой-то безумной страсти? Но Стамбул как "герой" романов Памука - это действительно живое существо... Даже не знаю, хочу ли я почитать "The Innocence of Memories"... но попробовать можно...


Мне не роман показался ужасным, а поведение Кемаля отвратительным и даже, простите, дебильным...Он своим эгоизмом и безответственностью разрушил жизнь Фюсун и чуть было не разрушил жизнь своей невесты Сибель. Но в этой книге Памук говорит, что Кемаль - квинтэссенция турецкого мужчины, который потакает своим прихотям, эгоистичный и чрезвычайно уверенный в авторитете, который накладывает на него его происхождение из высшего-среднего класса. Так что он изначально задумывался кр*тином

Попробовать, конечно, можете) в этой книге от романа "Музей невинности" осталось мало. Или можно фильм посмотреть. Но и книга, и фильм не имеют перевода на русский


С писателем и его книгами незнакома, но рецензия очень познавательная))
А фото кабинета - просто мечта)


Для меня это самый любимый писатель, но он нишевый) а рецензию пыталась написать так, чтобы не мучить ее читателей))

Сама пока писала восторгалась кабинетом)) даже таскала фото в соседнюю комнату, чтобы показать домашним) Я уже давно восхищаюсь и этим кабинетом, и квартирой)


Удалось не только не мучить, но и просветить)

Да, умеет человек со вкусом жить и работать))


Вообще здорово тогда)
Он эстет тот еще! Без ванильности и инстаграмщины. Тут либо разделяешь его эстетику, либо нет)


У тебя рецензия получилась как ключики к творчеству автора)
Сразу чувствуешь нежность и осторожное желание поделиться...


Эх..я, честно говоря, не знала, как подступиться к рецензии...Хотелось, чтобы после прочтения человек не думал что я только что прочитал.? Так что ты поняла меня правильно)


Разоблачила все твои задумки;))


Оно и к лучшему ;)) печально, если бы ты прочитала и ничего не поняла))особенно в случае с этой книгой)


У нас появился на сайте новый вид рецензий) ребусовый. Ты его родоначальник!
Вообще это очень правильно, когда представляют не сколько книгу, сколько автора.


Надо запатентовать!) а то ушлые щас набегут...
В ситуации с этой книгой вообще сложно представить книгу, тк она на основе другой книги и фильма + еще и интервью. Так что пришлось пойти таким путем)


Не зря в свое время это бюро патентов выдумали, ох, не зря!
Трехголовность я прочувствовала, даже интерес ты во мне взбодрила) но есть подозрения, лучше мне твои сказочные истории читать, чем самой ближе подбираться)
Вообще это же красота, когда Ты есть у меня)))


Вот я теперь тоже думаю, что не зря))

Честно, мне кажется тебе вообще, как говорится, не зайдет)) только если внезапно поймаешь настроение))

И это взаимно))) Каракулями же лучше с людьми знающими делиться))


Ну да, ну да)) есть правда ход конем...отправить меня лично смотреть на Босфор и подложить книгу в багаж;) Но сейчас, однозначно, сомнительно исполнение сего.
Ты мне, я тебе... хитрость минимальная, но действенная)


Вот сначала прочитать книгу, а потом поехать тоже очень здорово, на мой взгляд, даже лучше, потому что так ты знаешь, что смотреть)) А сейчас да, сейчас путешествуем по книгам ;))

Общество меркантильных литераторов))


И Самого в экскурсоводы))) Ну хоть помечтать... и то дело;)
Вот прямо в самую точку, и звучность есть в этом поименовании, и "меркантильность" не даёт серьезности ходу))


Почему-то бегаю от этого автора, все никак не решусь прочитать хоть один роман) Но твоя рецензия настолько понравилась, что, наверное, все-таки попробую)


Он многих напрягает)) попробовать можно, даже если не понравится, то это будет интересный опыт)
Рада, что удалось донести суть и не напугать)) только вот с "Музея невинности" я бы, наверное, начинать знакомство не рекомендовала..своеобразная книга


А с чего тогда?)


Я всегда опасаюсь этого вопроса))
Таак..
Если хочется средневекового османского колорита, то «Меня зовут красный» Орхан Памук ( лучше в переводе Шарова)
Если хочется классического постмодерна с туманным сюжетом, то «Черная книга» Орхан Памук
Если классическая семейная сага, то «Джевдет-бей и сыновья» Орхан Памук - это самая простая и понятная книга, моя любимая :)


Спасибо, Алена! Начну с твоей любимой) И постараюсь не откладывать в долгий ящик.


Тебе спасибо, Лена!) Хотелось бы, чтобы время, потраченное на книгу, было хоть немного приятным) Но если что не обижайся :)


Надеюсь, что так и будет)
Нет, конечно) Наоборот хорошо, что теперь знаю с чего начать. И вдруг это будет любовь с первых строк?))


Всякое возможно - откуда-то же берутся его поклонники?)) было бы здорово открыть новый и интересный мир)


Однозначно) А то мои все познания в турецкой литературе ограничиваются Гюнтекиным и Сафарли)) Мне очень хотелось бы открыть что-то новое, чтобы проникнуться атмосферой и колоритом этой страны.


Эта парочка - классика для читателей из постсоветского пространства)) Но Эльчин все же русскоязычный автор, пишущий о Турции, так что отличие от аутентичного Памука огромное) да и Орхан Памук - нобелевский писатель, а это уже особый стиль..)
Вот эта семейная сага самое-то, мне кажется)


Ага) Но хочу сказать, что именно благодаря Сафарли я и заинтересовалась Турцией - захотелось поглубже заглянуть. Он меня заманил кухней, морем и воспоминаниями:)
О, как я надеюсь, что мне понравится!


А у меня наоборот - я к Сафарали пришла через Памука))
Ну Эльчин такой уютненький, земной :)) но с Памуком они по стилю, скорее, исключают друг друга)) обычно те, кто любят Сафарли разочаровываются в Памуке) Но тут все так индивидуально, только читать самой) Даже если и не понравится, то не катастрофа)) А если понравится, то замечательно будет! :)


Еще раз спасибо за рекомендации:)


Еще раз всегда пожалуйста :)


Твоя рецензия -целое событие, которое невозможно пропустить)


Почему? х)))


Потому что всегда интересно читать. И приходится долго ждать)


А, ну тогда ладно)) А то я подумала, что это подстебка)) Я сейчас еще часто пишу..) Так вообще разв месяц, по-моему, было)


Пора над самооценкой поработать, а то мысли какие то ошибочные)


Ты просто так серьезно пишешь, что невольно задумаешься))


да, иногда я экономлю на скобочках и тогда случаются недопонимания)


Вот и ответ)) у меня такое тоже бывает - если тороплюсь и не поставлю лишнюю скобочку/смайлик, то все...


я могу только восхищаться твоей, наверное, уже безусловной любовью к Орхану)
и мне понравилась твоя мысль, что

с каждым потерянным уголком родных мест в нас тоже что-то умирает.

Так 12 лет восхищения уже насчитала сегодня) да и легко любить безусловной любовью писателей - они ничего не требуют)

Эта мысль в той или иной форме пронизывает всю книжку)


Так 12 лет восхищения уже насчитала сегодня)

сильно))


Самой страшно))


Распространительница Памука ^-^


Я уверена, что Памук в моем пиаре не нуждается)


А зря) Именно твой пиар и привел меня в первый раз в книжном к полке с Памуком)


Это не пиар, а рекомендация) это я за счет Памука пиариться могу))


Интересно, надо бы с автором познакомиться.


Если придет для тебя его время, то непременно познакомишься)


Даа, но пока что-то бегаю мимо :)


Я тоже пока бегаю мимо много чего :)


Делаем вывод, мы - книжные спортсменки :))


По спортивной ходьбе мимо :))


Но герои романа вымышленные, поэтому писатель заполнил этот музей вещами, которые могли бы принадлежать персонажам его книги.

Сейчас представил это всё. И подумалось, что в музей НФ я бы сходил. Жаль, что он не будет авторским.)
Любопытная мысль.
Интересно, он рисовал персонажей по уже найденным вещам... или искал атрибутику к уже нарисованным?

Уже было решил прочитать, про Музей. Но неумение отпускать у меня всегда вызывает грусть... Хотя порой это очень сложно.


И подумалось, что в музей НФ я бы сходил.

Может будет еще такой)

Интересно, он рисовал персонажей по уже найденным вещам... или искал атрибутику к уже нарисованным?

Уже после. После написания романа сам автор и его ассистенты подбирали вещи в антикварных магазинах, блошиных рынках, у знакомых)

Способность отпускать всё человека обесценивает - не всё можно и нужно отпускать. Но герои романа ущербны (такими и были задуманы, по крайней мере, Кемаль точно), так что не из глубинных чувств не могли отпустить, а из-за банального эгоизма. У меня вот грусти их история не вызывала - она не трогательная. Хотя конец хуже некуда


Может будет еще такой)

Атрибутики там будет немного. Чёрное платье, статуя Венеры... картишки, немного книг и роман Бовари.) Ну это навскидку.

После написания романа сам автор и его ассистенты подбирали вещи в антикварных магазинах, блошиных рынках, у знакомых)

Забавные вещи есть?


Способность отпускать всё человека обесценивает - не всё можно и нужно отпускать

Согласен.
Но по крайней мере, так куда проще живётся.)


Атрибутики там будет немного. Чёрное платье, статуя Венеры... картишки, немного книг и роман Бовари.) Ну это навскидку.

Блин, а ты что под НФ имеешь в виду?)) я решила, что это научная фантастика и подумала, что где ты, а где, собственно, НФ c7a1d4c2374098d41e1cc41fbd600fa7.gif

Забавные вещи есть?

Да нет, скорее странные) Десятки окурков, например. Специально искали актрису, чтобы она на пленке тушила сигареты как будто это Фюсун) там только ее рука видна

Но по крайней мере, так куда проще живётся.)

Вне сомнений) да и у простейших, как известно, шансов на вечную жизнь больше..)


Блин, а ты что под НФ имеешь в виду?)


Барашкову из "Идиота")
А научную фантастику... не люблю, да.

Специально искали актрису, чтобы она на пленке тушила сигареты


Ну это, кстати, весьма занятная фишка. Много людей заморачиваются над тем, как они курят или держат сигарету. Но не все обращают внимание на то, как они тушат сигарету.)

да и у простейших, как известно, шансов на вечную жизнь больше..)


Не только на вечную, но и на долгую))


Барашкову из "Идиота")

Как об этом вообще можно догадаться?))

А научную фантастику... не люблю, да.

Я тоже.)

Но не все обращают внимание на то, как они тушат сигарету.)

Только не Орхан-бей) чего только он не замечает...писатель о деталях.
И когда речь заходит о турчанках, то классический образ республиканской женщины без сигареты неполный. Их даже если карикатурно изображают в никабе, то, чтобы обозначить, что это не арабка, иранка и тд, а именно турчанка, изображают именно с сигаретой. Но у Памука нет никаких женщин в никабе, конечно.


Не только на вечную, но и на долгую))

И на счастливую, что важно))


Как об этом вообще можно догадаться?))

Просто ты со мной еще мало общалась))


Ты со мной тоже)) так что в следующий раз я тебе тоже что-нибудь закодирую) жду твою рецензию))


Они посвящены городу, улицам, ночным задворкам и закоулкам, которые наполнены нашими собственными мыслями и воспоминаниями — и тому, как с каждым потерянным уголком родных мест в нас тоже что-то умирает.


Мне кажется, каждый на этих строчках подумал о каком-то своем родном месте. Эх)

С каждым твоим упоминанием Памука, я понимаю, что просто обязана хотя бы попытаться с ним познакомиться)) Раз уж все наши любимчики, чьи имена кочуют из сообщения в сообщение, находятся более-менее в одной упряжке и пишут на похожие темы, то он мне вполне возможно понравится)


Большинство, наверное, точно..)

Я почти уверена, что ты его осилишь без проблем, но понравится ли он тебе? Совсем не уверена. Его сложно читать без информационного бэкграунда- если мало представляешь себе Турцию разных исторических этапов, то его романы превращаются просто в странные, нудные книги) Это как с Японией, я подозреваю)

Но книжки про монголов немного подготовили почву для Памука))

1 2