Больше рецензий

jnozzz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2012 г. 21:39

314

5

Месяца два назад я задалась вопросом - зачем существительным нужны падежи , а глаголам - спряжения. Замечу в скобках, что пути-дорожки давно увели меня далеко-далеко в сторону от языкознания). Призадумалась, и опа - ливлиб тут же подкинут ответ - рецензию Anonymous (читает мысли? ) ).

Книга просто потрясающая: и понятная, и простая, и компактная. Еле удержалась проглотить ее за ночь. И правильно было деяние сие! Ибо столько новых знанийи моя "котелок" мог бы и не сварить сразу, а это очень обидно. Книга настолько наполнена интересным, что захотелось выучить ее наизусть.

На первых страницах автор честно предупреждает, ответа на какие вопросы лингвистика не знает. Это практически гамлетовские: "почему языков так много" и "почему языки так сильно отличаются друг от друга". Это досадно, потому что этот вопрос интересует меня примерно с трех лет, но на все остальные явные или не явные вопросы мои к лингвистике Плунгян отвечает. Например, чем различаются языки в плане фонетики, грамматики, синтаксиса и, главное, - словообразования. Языковые семьи, ареалы распространения языков. Как и почему одни языки превратились в другие. При этом, читать мне было очень легко, потому что Плунгян оперирует знакомыми со школьной статьи понятиями вроде корень, суффикс, сослагательное наклонение и т. д. НО! Всё это объясняется (в отличие от школы!!!) не отмазками вроде "кырт это кырт, потому что он кырт", а именно объясняется. ВОТ БЫ так учили детей в школах!!!! (мечтательно потягиваюсь). Ведь понять связную информацию проще, чем бессвязную; логичную - проще, чем набор каменных аксиом.

С удивлением обнаружила, что все языки - это конструкторы, только в каждом конструкторе детальки разных типов. Собрать трактор, или гоночный автомобиль, или, скажем, детскую коляску можно по отдельности из деталей каждого из конструкторов (или почти каждого), а вот попытаться собрать трактор из запчастей разных конструкторов вам вряд ли удасться (кстати, хвастаюсь: хотя книга пестрит подобными поясняющими примерами, этот я придумала сама :)). Еще большим впечатлил тот факт, что существуют "иметь" языки и "быть" языки. Сразу вспомнилась полуфилософская книга Фромма под названием "Иметь или быть" - о том, что наша цивилизация должна сделать выбор стороны "быть", чтобы не исчезнуть полностью. Оказывается, такая разница заложена ... на уровне языка.

И да, теперь я, наконец-то, знаю, для чего в школе учат грамматику. И как легче учить иностранный язык. Причем ... любой. И ... мне захотелось выучить китайский :)))

Очень рекомендую всем несостоявшимся лингвистам вроде себя! :=))

Спасибо большое за наводку Anonymous ! :))

Комментарии


Какой замечательный отзыв получился! Надо будет прочесть, очень уж книга заинтересовала.
Спасибо за рецензию. :)


Спасибо, Даша. :)
Кстати, почему-то с фоткой в виде аватарки писать отзывы стало проще - пока не поняла, в чем "фишка" :)


Скрытые механизмы персонализации в действии:))
Кстати, а фотография-то чудесная! Давно надо было ее поставить на аватарку и не прятать такую красу :)


Скрытые механизмы персонализации в действии:))




Могу только догадываться, что это значит, но звучит красиво :))) Наверное, во всем "виноват" зеленый шарф - я себя представляю журналисткой из "Шопоголика". :))) А аватарка-то она на то и аватарка, чтобы за ней прятаться :)))


:)))
"Шопоголика" не читала, но мне в любом случае нравится этот образ. :))


Хорошая рецензия, спасибо! А то, что в школе не объясняли подробно - так это правильно. Слишком трудные знания, хотя и очень интересные и тесно взаимосвязанные с культурой народа-носителя. В колледже более углублённое изучение родного русского показало всю глубину такого понятия, как язык. Пришел к выводу, что изучить неродной язык даже на 75% практически невозможно. Что не отменяет несомненной важность изучения языков...


:)

А то, что в школе не объясняли подробно - так это правильно. Слишком трудные знания, хотя и очень интересные и тесно взаимосвязанные с культурой народа-носителя.


Для школьников наверно трудные да, но безумно интересные. По-моему, в школе в наши головы успешно или не очень пытались запихивать в десятки раз более сложные понятия. Например - физику далее от механики. Например, математику на уровне университета. Например, далеко ходить не надо - античную поэзию и прозу.


Я "немножко" филолог ) Язык - очень, очень и очень сложная наука. Не уступает ни физике, не математике. А школа... А в школе тяжело найти "золотую середину": кому-то интересно, кому-то скучно и пресно. Да и объективную точку зрения в школе вообще дать невозможно (в гуманитарных науках, конечно), так как часто и нет её - объективной...
Вы читаете любопытные книги. Так держать!


Язык - очень, очень и очень сложная наука. Не уступает ни физике, не математике. А школа... А в школе тяжело найти "золотую середину": кому-то интересно, кому-то скучно и пресно.


Да, согласна. Уже написав пост, я подумала, как здорово американским школьникам - можно выбирать предметы :)


А тут тоже палка о двух концах. В школе я фанател от алгебры и выбрал даже сдавать её на экзамене. А сейчас я не перевариваю всё математическое. Некоторые люди, к сожалению к этой категории можно отнести и меня, которые ни в детском, ни в подростковом, а то и во взрослом периоде жизни не могут ответить на вопрос "кем хочешь быть (стать)" или "какая область науки или знаний тебя больше всего интересует". Начинаешь интересоваться слишком многим - получается много поверхностных и бессистемных знаний, только одним предметом - наоборот, ограниченность во всём, кроме "своей" темы...


А я жалею, что в школе не было подробного изучения стилистики, это не только интересно, но и позволяет лучше понимать язык.


Да, пожалуй, аналогично. Причем я вообще учились в лингвистисческой гимназии :(


А потом приходишь в институт и слушаешь про контаминацию, семантику, экспрессивность и радуешься, что оно само в тебя впитывается, но лучше бы заранее о некоторых особенностях языка узнать.
Или за речевые, фактические ошибки в сочинениях, выносили буковки "р", "ф" на поля, но не объясняли что к чему.