Больше рецензий

Hopeg

Эксперт

Субъективное мнение на Лайвлибе

12 мая 2020 г. 19:59

368

5

Моя скромная головешка трещит от объема информации, но этого того стоило. Стивен Фрай остроумно, местами ехидно описал со знанием дела историю классической музыки, используя исторические факты развития в области науки, культуры и политической жизни. Понимаешь этапы развития классической музыки от античности до настоящий (в нашем понимании классической музыки). А если точнее барокко, классическая эпоха, романтизм и 20 век.

Любимые композиторы у автора Моцарт, Вагнер, Бетховен, причем выделен отдельным шрифтом, поскольку его мощь и неповторимость для автора непоколебимы, хотя тем, что "Вагнер принадлежал к разряду людей, уверенных в том, что мир в долгу перед ними хотя бы потому, что они его посетили..." Его пятичасовые творения не для слабонервных, а только для истинных ценителей.

Книга действительно познавательная, с долей юмора описаны некоторые фаты, к примеру, что Кристофори опростоволосился, не назвав фортепиано своим именем (никто не помнит его). Шуточка Стравинского о Вивальди, который написал 400 концертов, но по факту это один концерт, который затем повторяли 399 раз. Вуди Аллен тоже не промох, "Я нем могу подолгу слушать Вагнера. Меня почти сразу одолевает желание вторгнуться в Польшу".

Конспектирую "фантастическую четверку" Моцарта: "Женитьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины" и "Волшебная флейта". Читая о Моцарте я прониклась и поняла, что этой мой композитор.

Автор пишет о разных гениях, об одних которые с утрица могут написать по парочке опер и о других, которые "выдирают с мясом ноту за нотой из своей души". Прекрасно сказано.

Интересно сравнение двух больших школ романтической музыки 19 века: итальянской и немецкой. Вагнера ("наследия Бетховена с Вебером и еще не составившего завещание Мейербера") и Верди ("прямой продолжитель Беллини с Доницетти и всего присущего им итальянского "бельканто"").
А что в России? В 1869 году композиторы разделились на две партии: националисты "Могучей кучки" и проевропейский Чайковский.

Если найдется время и захочется протестировать "выносливость мочевого пузыря" то у Вагнера есть четверка опер из цикла "Кольцо нибелунга" (26 лет работы с перерывами): "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов".

Стивен Фрай много пишет о европейских композиторах, я очень удивилась его толерантности, и только к прочтя 2/3 книги я услышала о первом великом композиторе-британце. Элгар. Надо послушать, особенно после слов: "Она звучит так, как никакая другая, - в ней нет красочности и звонкости русской музыки, нет мягкости и пуатилизма французской, нет суровости и непреклонности немецкой. Она звучит ПО-АНГЛИЙСКИ."

С уверенностью могу сказать, уже можно и блеснуть на светском рауте своими познания, подчеркнутыми из книги.

Единственное, чего недостает книге, так это списка произведений для прослушивания.

Прочитано в рамках игр "Книжное государство" и "Школьная вселенная".