Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

12 мая 2020 г. 13:54

2K

4.5 По эту сторону границы тоже есть мечты

В Америке этот роман порвал все чарты после того, как латиноамериканское сообщество сделало ему огромный черный пиар как сборнику стереотипов про мигрантов из Мексики и Центральной Америки, написанному белой женщиной. Мол, ах, что она может знать о том, как несладко живется мигрантам в Штатах и какова ситуация в их родных странах, где зашкаливает уровень преступности, а бедность вынуждает жителей искать лучшей доли за рубежом. Когда я читала все эти разгромные статьи и рецензии, в голове крутилась только одна мысль, про "сперва добейся". Ну действительно, писателям в Америке намного проще издаться, чем в России, неважно, какого они происхождения - если рукопись написана талантливым автором, он найдет себе агента, который продаст ее в издательство за семизначную сумму, как это случилось с Камминс. Да, она образованная и привилегированная белая тетка с бабушкой-пуэрториканкой, но вот захотела привлечь внимание к этой проблеме и осветить ее так, как она видит, с помощью литературных средств и полученного образования, и книга получилась, по моему мнению, очень достойная, без скатывания в мексиканское мыло, проповедничество, занудство, чрезмерную жалость, с нужным градусом саспенса, и при этом вполне передает всю жуть и ужас того, что там творится. Конечно, самим латино, возможно, виднее, но комплиментарный по отношению к человеческим судьбам взгляд со стороны, имхо, выигрышнее на международной арене - читателям из России, например, проще проникнуться проблемой в изложении Камминс с ее обеспеченной героиней из среднего класса, которая сталкивается с реалиями, в ее прежней благополучной жизни немыслимыми, чем «Молитвами об украденных» Дженнифер Клемент , когда мексиканская интеллигентка с ньюйоркским гуманитарным образованием и всю жизнь зарабатывающая словом берется описывать жизнь деревенских женщин из глубинки.

Лидия Кисано-Перес владеет книжным магазинчиком "Слова и страницы" в курортном городе Акапулько, ее муж Себастьян - известный журналист-расследователь. В последние годы город опустел - туристы боятся ехать на курорт, в котором соперничают два наркокартеля. А у Лидии есть друг Хавьер, который частенько захаживает к ней в магазин, они читают одинаковые книги, обсуждают их, рассказывают друг другу о семьях (у Лидии есть восьмилетний сын Лука, вундеркинд в географии, а у Хавьера - обожаемая дочь-подросток Марта, которая ныне учится в школе в Барселоне), Хавьер даже читает Лидии свои стихи (паршивые) и говорит, что она его муза. Лидия по косвенным признакам что-то подозревает, но ведь Хавьер такой интеллигентный, образованный, начитанный и очень любит свою семью.

Однако все меняется в одночасье, когда Себастьян публикует расследование о главе картеля "Садовники" (такое мирное название, но по факту обозначает ужасное - бандиты убивают своих жертв с помощью садового инвентаря: серпов, лопат, топоров, мачете, тяпок и т.п.), мужчине по кличке Сова. И первые же страницы книги вводят в транс - маленький мальчик и его мама прячутся в ванной, боясь дышать, в то время как на улице бандиты расстреливают 16 членов семьи, собравшихся на празднование пятнадцатилетия одной из кузин, а потом как ни в чем не бывало лакомятся их курицей-барбекю. На грудь убитому Себастьяну кладут табличку: "В гибели моей семьи повинен я". Потом бандиты уходят, не найдя Лидию и Луку, и с того страшного дня их жизнь становится совсем иной. Отныне они в бегах и намерены бежать на север, где до них не дотянутся длинные руки Совы-Хавьера.

Это роуд-муви, всю книгу герои идут, едут, бегут, спасая свои жизни. В пути Лидия и Лука встречают многих людей, как добрых, так и лихих, у каждого из которых свои истории. Кто-то, как юные красивые сестры Соледад и Ребека, бежит от насилия (тоже, наверное, стереотип, что красивых девочек в Мексике воруют и что там патриархальная культура пышным цветом?), кто-то просто хочет прокормить свои семьи, что гораздо проще сделать пейчеком за работу, которая в США считается низкооплачиваемой и для коренного населения недостойной, чем горбатясь на полях в родном Сальвадоре (как все знакомо), кого-то депортировали из Америки и теперь эти люди хотят вернуться назад (был такой персонаж, женщина, которая прожила в США много лет, ее муж имел грин-карту, младшая дочь родилась в США и является американской гражданкой, а потом муж умер, легальный статус она потеряла, но зачем-то каждый год ходила отмечаться в бюро иммиграции - почему не пыталась сделать себе документы, имея несовершеннолетнюю дочь, я не понимаю, но, возможно, я просто не в материале как работает американская служба натурализации). И путь на север тяжел и нелегок - мигрантов все предупреждают, что еще до границы их обчистят до нитки, со многими так и случается. Все подозревают всех - ведь никогда не угадаешь, кто честный человек, а кто с потрохами куплен картелями и служит не закону, а преступникам.

Пунктиром прописано, как Америка постепенно отгораживается от мигрантов - например, выделяет мексиканскому правительству деньги на строительство ограждений за несколько километров до и после ж/д станций, учитывая, что пассажирских поездов нет, и мигранты прыгают на грузовые (которые называют La Bestia), усиляет контроль над границей. Ну и об этом не говорится, но и так понятно, куда идет основная масса произведенных в Мексике наркотиков, и вскользь упоминается, что люди - новые наркотики, ведь каждый, кто нелегально пересекает границу с помощью проводника-койота, платит в среднем 4000 долларов, львиную долю которых забирает картель.

В целом книга хорошо и увлекательно написана, читается запоем, но всем посоветую не воспринимать чересчур всерьез и помнить, что это все же художественная литература.