Больше рецензий

12 мая 2020 г. 09:45

214

5 Не смолкнуть песне боевой...

В одной из карикатур на советских писателей, выпущенной ещё в 30-ых годах и сопровождавшейся стихотворным фельетоном, про Голодного, Алексея Суркова и Виктора Гусева были такие строки:

...Сойдясь в мотиве и во вкусе,
С весёлой песней рвутся в бой
Сурков, Голодный, Виктор Гусев.

Связано это было с тем, что в тогдашних публикациях эти поэты шли всегда вместе, всегда в одном ряду. Сейчас, увы, если о Михаиле Голодном и вспоминают знатоки-литературоведы, то вспоминают либо как о бездарности, либо как о жертве советского режима. С чем связаны эти измышления — сказать сложно. Достоин ли Голодный такой участи? — Разумеется, нет.
Вообще, на мой взгляд, Голодный — поэт весьма уникальный, начинавший и продолжавший работать бок о бок со Светловым, но в классическую комсомолько-поэтическую четвёрку (Жаров, Безыменский, Уткин, Светлов) и пятёрку (те же самые + Джек Алтаузен) не вошедший. Его творчество встало рядом с творчеством коллег-песенников. И было это вполне заслуженно — одна только «Песня о Щорсе» — это несомненная творческая удача Голодного. Эта героико-революционная песня удивительным образом превратилась... в колыбельную, под которую засыпали многие поколения детей. И когда песня уходит в народ — это высшая похвала автору. Есть ещё и «Партизан Железняк» — не такое известное, как предыдущее, произведение, но популярность всё же снискавшее. (Тут сразу хочется сказать, что стихотворный текст Голодного сильно отличается от песенного варианта: где в песне махновцы и застава, там у Голодного «полхлеба на брата» и «четыре патрона»; где в песне курган зарос бурьяном, там у Голодного «овеянный славой» Железняк под курганом и т.д.)
У нас сейчас модно хаять советских авторов просто за то, что они советские. Можно даже не читать их произведения, отделываться общими фразами по типу «их же никто не знает, вот и я читать не буду» — и вот так, ничего не читая, продолжать кричать о заидеологизированности, о том, что все те, кто поддержал Советскую власть, продались и т.д. Ругать — обязательно. Знать о тех, кого ругаешь, — это, как говорится, на выбор, и выбор чаще всего уходит в сторону «не знать». Вот и получается, как у Межирова, что всего опасней полузнанья.
О чём же писал Михаил Голодый в своих стихах (отставим песни)? Представленный в сборнике диапазон весьма широк, хотя самих стихотворений и не так много. Прекрасны, на мой взгляд, эти строки:

Люби до смерти. Мне в любви
Конца не увидать.
Ты оттолкни, и позови,
И обними опять.

С тобою просидим вдвоём
С зари и до зари.
Люби до смерти, а потом,
Коль можно... повтори!

Пишет Голодный и о комсомоле, и о бурях Гражданской войны, и о Великой Отечественной войне. Посвящает стихи памяти ушедших товарищей — Дмитрия Фурманова, Николая Островского, расстрелянной белогвардейцами комсомолки Елены Клейн. Очень точны и остры его обличительные стихи, в которых он убедительно показывает, скажем, оппортунистов, которые каждый день меняют перья. Смотришь иногда на тех, кто прежде хвалил, а нынче хулит, — и понимаешь, как поэт был прав. Пишет он и о равнодушных, призывая не бояться их, как в известной фразе, а бороться с ними. Хороши и баллады Голодного — о обречённости Белой армии, о судье ревтрибунала, которому приходится судить собственного брата и т.д. И так получается у поэта, что не испытываешь жалости к тем, кто предстаёт у него в качестве отрицательных персонажей. Ну не сочувствуешь ты поварихе, которая кормила красноармейцев борщом с крысятиной и хлебом, внутри которого — стекло.
Конечно, не всё у Голодного удачно. Сам он называл стихи, в которых не всегда мог полностью раскрыть свои замыслы и правильно донести их до читателя, «недошедшею грозою». Голодный погиб и не смог написать, я думаю, ещё многого, что мог бы написать. Но в итоге всё равно получилось, как и предугадал поэт:

Не смолкнуть песне боевой,
Когда замрёт мой голос...

Стихи, увы, не помнят, но песни, слава богу, ещё поются.
Когда-нибудь, надеюсь, прекратят и хулить просто так.