Больше рецензий
4 февраля 2012 г. 02:23
262
3.5
РецензияЯ пишу, а все читают
С большой уверенностью могу сказать, что у Дмитрия Львовича Быкова получилось бы на каждый день календаря забабацать по книге. Причем некоторые дни календаря удостоились бы двухтомника. Лев Лосев дал очень точное определение особенности некоторых писателей – гиперграфия, и за Быковым эта особенность не может быть незамечена. Но это даже хорошо, потому что читать его приятно, легко и полезно для развития кругозора. Ну и что, что этот Быков из каждого утюга?
Я не шучу про гиперграфию: «Календарь-2» уже дожидается читателя на полках магазинов. Ну а мы поговорим о первой книге, где Дмитрий Львович пишет о самом главном и предлагает нам разобраться в том, чем же мы все-таки жили и живем сейчас. Книжка называется «Календарь», потому что эссе, собранные в ней, приурочены к какой-то дате: юбилею или просто празднику. Тут не обошлось от дат, так сказать, с натяжкой. Ну, например, вот: 6 апреля 1980 г. родилась Маргарита Симоньян, но заметка посвящена выходу её книги «В Москву!», и вообще сама Маргарита тут сидит в третьем ряду, а со сцены Дмитрий Львович камня на камне не оставляет от литературного дебюта молодой журналистки. С Дэном Брауном вообще отдельная история. Юбилей знаменитого писателя никого не интересует. Быков измывается над товарищем Дэном в своем любимом пародийном жанре: Код да Винчи превращаааается…в код Репина. Ну не смешно ни капельки!
В общем, издатели хитро поступили, притянув концепцию календаря и таким образом издав. А честно было бы назвать книгу «ЕЩЕ ОДИН ТОМ ПУБЛИЦИСТИКИ И КРИТИКИ ДМИТРИЯ БЫКОВА». И тоже бы хорошо все распродалось, пусть это публиковалось ранее в газетах и журналах. Но кто же будет всю эту периодику читать? Собрать тексты под одной обложкой – и можно уже по второму кругу продавать. Эссе о Чехове, к примеру, ранее мне довелось читать в двухтомнике, изданном в 2010, - мутное, надо сказать, эссе.
Теперь о хорошем. Многие статьи замечательные, особенно о писателях, которых в книге больше всего. На мой вкус, Быков замечательно написал про Сэлинджера, Льюиса Кэрролла, Шаламова, Леонова, Гамсуна, Бабеля. Ленин бы остался недоволен эссе о себе, но, поверьте, оно хорошее. И еще, кому интересно, в «Календаре» отметились день рождения мыльной оперы, Казанова, Оруэлл, первый российский трамвай, Твардовский, день дурака, Че Гевара, Хичкок и образ российской свиньи в русской классической литературе, который и открывает сборник. Да много еще всего.
А как Дмитрий Львович припечатывает! Я смеялся, когда он замахнулся на самого Царя Н. С. Михалкова: «Поздний Никита Михалков – осознав, вероятно, свой эстетический потолок, хотя и не признаваясь себе в этом самому, - обставляет собственное творчество внеэстетическими обстоятельствами, которые позволили бы проигнорировать художественную слабость». А?!
Не рекомендую читать книгу запоем. Лучше отрывать по листику в день. Потому что при интенсивном чтении Быкова начинаешь осознавать собственную ничтожность начинаешь понимать, что Быков всегда пишет об одном и том же. О чем – каждый решит для себя.