Больше рецензий

2 февраля 2012 г. 14:35

372

3

Тот случай, когда в том, что книга не понравилась настолько, насколько могла бы, виноват не писатель, а читатель. Было интересно читать про фантастическую сторону, отвлечённые размышления, детство под влиянием пропаганды Мусоллини «с той стороны» баррикад. Было неинтересно читать многочисленные страницы про старые итальянские комиксы, журналы, музыку и прочую энциклопедическую мелочь, описание которой, впрочем, несколько скрашивали картинки, иллюстрации и фотографии. В целом даже странно, почему так увлекательно следовать за Эко в путешествие по средним векам, но неинтересно погружаться в автобиографические дебри недалекого прошлого?

В книге три большие части, каждая из которых написана совершенно по-особому, и отношение к каждой части совершенно иное. В первой части Эко показал себя, как блестящий фантаст — вот уж чего я от него не ожидала, так что первую сотню с чем-то страниц я была свято уверена, что в итоге буду от книги в восторге. Человек просыпается в больнице, а вся его личность оказывается стёрта, остались только воспоминания о масскульте и широко известных культурных вещах. Тысячи цитат и образов роятся у Ямбо в голове, но все они не его, а чужие, он просто улей из гулко гудящих постмодернистских перекрёстных ссылок без капли чего-то собственного. Не человек, а гомункул от культуры. И это всё прекрасно и безумно увлекательно — смотреть, как он заново пытается влиться в собственную жизнь, работу, как начинает детективное следствие с единственной целью — поймать самого себя, того Ямбо, о котором он не рассказывал друзьям и родственникам. Очень здорово, как он пытается самого себя играть, насколько разно его показывают близкие люди, много поводов подумать, Эко прекрасен… И тут главный герой едет в дом своего детства и начинается вторая часть.

Во второй части Ямбо раскапывает горы рухляди, закапывая читателя в подробное описание всех коробочек из-под сигар, стареньких журналов и агитпесенок, которые попадаются ему под руку. Звучит довольно интересно, а на деле выходит однообразно, скучновато и затянуто (хотя, возможно, это только моё восприятие). Всю вторую (и самую большую) часть я откровенно скучала, изредка оживляясь на эпизодах воспоминаний про фашистскую Италию, и горячо ждала, как же развернется вся эта линия с пропавшей памятью и когда рассеется туман в голове главного героя.

А третья часть жестоко оборвала крылья всем моим мечтам: постараюсь избежать спойлеров, но одна прекрасная находка и развязка с памятью… Разочаровывают. Откровенный слив, интересная полудетективная-полуфантастическая история с толстым культурным обрамлением вдруг сдулась и закончилась. Я даже несколько раз прочитала, на всякий случай, вдруг у меня обман зрения, и всё закончится иначе. Но… NOOOOOO!!! Всё хорошее впечатление от начала книги сошло на нет.

В итоге, это стало самой неинтересной (не могу применить тут слово «слабой», потому что всё-таки я не целевая аудитория романа) для меня книгой Эко. Замечательное издание «Симпозиума», конечно, действительно прекрасно с эстетической точки зрения (если выкинуть к чертям суперобложку), но покупать его я бы рекомендовала только горячим поклонникам Умберто Эко. Перевод у Костюкович, кстати, как всегда прекрасен, но неужели никак нельзя было исхитриться, подключить десяток рифмачей и сохранить ритм оригинального названия La misteriosa fiamma della regina Loana, есть в нём ритмично-рифмованная прелесть, которой совершенно нет в увесистом русском названии.

Комментарии


Я эту книгу читала летом и осенью, по 5 страниц в день где-то.
Ибо более мой мозг не хотел вникать за день)


Да, там эта тяжеловесная часть с трудом воспринимается. Мне даже "Маятник..." было проще читать. Хотя... может, потому и проще, не понял что-то про заморочки древних орденов — ну и фиг с ними, пропустил и забыл, а тут вещи, понятные каждому.


Ох, к названию-то как придралась, как придралась!!!!!
:)

Спасибо ) Мои мысли о покупке книги, которые так или иначе забираются в голову периодически, в очередной раз были взбаламучены и подняты из ила. Хм.

Получается, хорошо, что "Таинственное пламя" не стала последней книгой, как он "обещал" одно время?


Ну, блин, он там ходит по чердаку и у него в голове, как песенка, крутится это название. А по-русски ни фига не песенка получилась, даже запомнить трудно с непривычки.

Я вот на что уж задрот на красивые книги, но свой экземпляр подарила Neznat , когда в Москве была. Не та книга, чтобы перечитывать (для меня).

Вообще замечательно! "Пражское кладбище", как уверяют в один голос все любители Эко, совсем другая песня, нелоановская.


Я готова подписаться практически под каждым словом. У меня была похожая реакция на эту книгу, я ее несколько лет назад читала, сразу после выхода. Я очень люблю Эко, а "Таинственное пламя..." меня разочаровало. Были такие ожидания, а получился полный облом. Я, помню, даже долго размышляла, во мне что-то не так или автор скуксился... Как-то теперь не решаюсь и за "Пражское кладбище" взяться, а вдруг опять?


Уже после опубликования своего коммента, увидела в предыдущем что-то обнадеживающее про "Пражское кладбище". Я подумаю... может стоит попробовать. :)


Все говорят, что стоит =)
Я тоже надеюсь. Ну, не понравился один роман из пяти прочитанных... Ну и ладно о__О