Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

5 мая 2020 г. 15:44

1K

3

Забавное совпадение: на карантине решили с мужем неспешно посмотреть давно откладываемый сериал "Викинги", а тут внезапно в двух читаемых книгах подряд встречаются описания казни "кровавый орел", которая в фильме в подробностях продемонстрирована дважды.

В целом "Змей в Эссексе" читался интересно, но видно, что это современный роман, стилизованный под викторианский. Стилизация удачная, но автор ввела чересчур много разных персонажей, сюжетная линия каждого из которых довольно самобытна и тянула на полноценный роман, из-за чего книга показалась перегруженной и многие линии остались слитыми.

Судите сами, я лишь кратко обрисую список персонажей:
- молодая вдова Кора Сиборн, которая вышла замуж совсем юной и все годы брака терпела от мужа жестокое обращение, но после его смерти наконец получила возможность жить своей жизнью и заниматься научными исследованиями всяких окаменелостей и прочих особенностей живой природы. Кора совсем современная бодипозитивщица, не считающая нужным следить за собой, за модой, порой даже элементарно мыться, ведь это так естественно;
- ее компаньонка Марта, которая поначалу кажется женщиной сильно старше Коры, но потом выясняется, что ей всего двадцать пять. Марта прогрессор, феминистка и социалистка, ратующая за дешевое жилье для бедняков и перераспределение благ сверху вниз;
- доктор Люк Гаррет, лечивший мужа Коры и процессе влюбившийся в эту женщину, однако она к нему питает исключительно дружеские чувства. Люк талантливый хирург, пионер операций на сердце;
- его друг Джордж Спенсер, тоже врач, но из богатейшей семьи. Получив наследство, ищет, куда бы вложить свои капиталы, и тут ему подворачивается сладкоголосая социалистка Марта, защитница униженных и угнетенных;
- семейная пара Чарльз и Кэтрин Эмброз, лондонские аристократы, друзья покойного мужа Коры, убежденные монархисты-капиталисты, верящие, что привилегий не существует, а если кто беден, тот сам в этом виноват и прочие благоглупости в духе "нет хлеба, пусть едят пирожные";
- сельский священник Уильям Рэнсом, родственник Чарльза, который мог стать врачом, юристом или чиновником, но выбрал для себя спокойную жизнь в Эссексе и священный сан. Уильям достаточно умен, но по его мнению прогресс идет вперед слишком быстро и не все в нем хорошо, и не все традиции так плохи, чтобы рубить их на корню;
- жена Уильяма Стелла, солнечный человечек, не обремененный излишней образованностью. Заболев чахоткой, которую сначала все принимали за грипп, начинает маниакально коллекционировать все голубое;
- старый крестьянин Крэкнелл, похоронивший всю семью и теперь доживающий на окраине деревушки Олдуинтер с компании двух коз. Воплощает дух старой эпохи;
- безногий нищий Тейлор, собирающий подаяние и взамен рассказывающий истории. Очень диккенсианский персонаж, списан четко под копирку;
- молодой архитектор Эдвард Беннет, которому Люк оперировал сердце после нападения безумца с ножом на улице, и с тех пор парень вошел в компанию;
- разные дети: сын Коры Фрэнсис, мальчик с явным синдромом Аспергера, дочь Уильяма и Стеллы Джоанна, которая из обычной деревенской девчонки с увлечениями мистикой и поверьями превращается в прогрессивную барышню, желающую изучать медицину, ее подруга детства Наоми, которая в суеверном страхе сбегает из дома и несколько недель бродяжничает, пока остальные считают ее погибшей;
- и, собственно, змей, таинственное водное чудище, наводящее ужас на всю округу.

Из-за этого обилия сюжетных линий и заложенных социальных проблем линейный сюжет в книге практически полностью отсутствует. Автор берет пару персонажей, переставляет на другое место и принимается за следующую. Взаимодействие между ними слабое, беспомощные любовные треугольники (Кора вроде уважает Стеллу, но тут же беззастенчиво влюбляет в себя ее мужа и понуждает его к измене, Марта использует Спенсера, а за его спиной крутит роман с Эдвардом, бедняга Люк после отповеди Коры в письме вообще потерял смысл жизни), и собственно всю эту возню превосходно характеризует то, чем же в итоге оказался зловещий змей. Кажется, что все они лишь декорации, а главной целью автора было передать дух эпохи, но на мой взгляд, получилось у нее не очень.