Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

5 мая 2020 г. 00:57

2K

4 «Загубленные в терновнике».

Должно быть, в Берхтесгадене энергетика плохая (или как это там называется?). Место, простите, прямо проклятое: любой, в нем оказавшись, постепенно сходит с ума. Жаль, о том, о страшных свойствах, не знал главный герой, а то бы отказался от назначения. А может, и не отказался бы. Но вспоминаем: вооружен, если предупрежден.

А если без шуток, то Амброз Бирс рассказал историю о фанатизме, вернее о том, как он может повлиять на человеческий разум. Интересно, что этакий вывих обнаружился внезапно. Поначалу ты даже не замечаешь, что творится странное, а потом – о, это ужасно, как это могло произойти?..

Главным героем нынче является юный монах Амброзий (любопытно, что автор дал ему свое имя), и его глазами мы смотрим на Германию 17 века. Темные века закончились, но культура еще не пришла в массы. Люди тут – дикие, суеверные, боятся ведьм, верят в фей и эльфов. Монах Амброзий по тем временам – человек образованный, хотя бы читать и писать умеет. Монахом он стал, как он сам говорит, из любви к Богу. Потеряв в детстве обоих родителей, оставшись на попечение местной церкви, он узрел в служении Всевышнему единственный смысл. Все вне служения – святотатство. Нужно молиться, молиться, отпускать грехи, молиться, ругать себя из-за мирских мыслей и снова молиться.

И все бы хорошо, но отправили Амброзия в монастырь аж на другом конце страны, в Берхтесгадене. Вместе с несколькими товарищами он и пустился в дальний путь. Горы поразили его. Бавария, Австрия – чужие земли.

В тени Альп (угнетающе на него действующих, к слову) он умудрился познакомиться с местной отверженной – дочерью палача Бенедиктой. Интересный факт, который может многое рассказать о том времени: население безоговорочно поддерживает смертную казнь в качестве наказания, но с омерзением относится к тем, кто исполняет страшные приговоры. Казнить преступников, понимаете ли, – хорошо, правильно, это благо. Но палачей и членов их семьей мы станем дружно травить. Нельзя пускать убийцу и его отродье в приличное общество!

Как самый честный и вообще адекватный (на тот момент) человек, монах Амброзий заступается за несчастную девушку. Но так лишь навлекает на нее ненависть. Травля становится настолько ужасной, что выдержать ее, оставаясь в здравом уме, кажется, невозможно.
картинка ShiDa
Но книга, конечно же, не о том, как травили вынесенную в заглавие дочь палача. Она, как ни странно, – о жестокости христианства. Увы, но самая человеколюбивая идея грозит покорежить человека, сделать из него страшное животное, и это – из «лучших побуждений». Скажем, «ведьм» сжигали явно не из жестокости, а ради спасения благочестивых христиан от зла. Но пресловутое «ради общего блага» оказывается большим злом, нежели то, с чем изначально решили бороться. Как известно, зло не стучится к нам ночью со всей силы, поднимая нас с постели, – о нет, оно явится в тихий час и пройдет через заднюю дверь, незаметно.

Амброз Бирс прекрасно показал, как жутко подлинное зло облачается в «божественное благословение», путая всех. Показал и то, что злу с большей охотой отдаются те, что всей душой хотели творить добро. Даже возможности раскаяться оно не оставляет. Скорее всего, ставший орудием зла человек до смерти своей будет уверен, что поступил «правильно». Ах, «правильно»… Конечно, правильно.

Прочитано в рамках Игры в классики (14 тур).

Комментарии


Должно быть, в Берхтесгадене энергетика плохая (или как это там называется?). Место, простите, прямо проклятое: любой, в нем оказавшись, постепенно сходит с ума

Ещё бы не быть плохой энергетике) С таким то названием городка! Я бы и трезвым его не выговорил.
Похоже на сюжетец Кафки.

В тени Альп (угнетающе на него действующих, к слову) он умудрился познакомиться с местной отверженной – дочерью палача Бенедиктой. Интересный факт, который может многое рассказать о том времени: население безоговорочно поддерживает смертную казнь в качестве наказания, но с омерзением относится к тем, кто исполняет страшные приговоры. Казнить преступников, понимаете ли, – хорошо, правильно, это благо. Но палачей и членов их семьей мы станем дружно травить. Нельзя пускать убийцу и его отродье в приличное общество!

Даян, интересный факт. Читал об этом. Вроде палачей даже наделяли чуть ли не потусторонней силой и связью с "нечистым".
Похоже на ритуальное приношение в жертву. Истоки расчеловечивания и отторжения от человека.
По сути - из бога сделали такого же палача людей и даже мира, и... восхваляли его, кланялись... а потом - убили.

Как самый честный и вообще адекватный (на тот момент) человек, монах Амброзий заступается за несчастную девушку. Но так лишь навлекает на нее ненависть. Травля становится настолько ужасной, что выдержать ее, оставаясь в здравом уме, кажется, невозможно.

Даян, читал "Олесю" Куприна?
Там по сюжету в глубинке Беларуси жила ведьма со своей внучкой, юной. И вот туда из города заехал один человек...
Сюжет то знакомый, да? У меня мурашки от этой повести.

Увы, но самая человеколюбивая идея грозит покорежить человека, сделать из него страшное животное, и это – из «лучших побуждений». Скажем, «ведьм» сжигали явно не из жестокости, а ради спасения благочестивых христиан от зла

Да уж, печально всё это. Благими намерениями...
И сейчас ведь ничего толком не изменилось, и религия тут часто ни при чём.
Да, и сейчас фанатики есть которые ради "бога" взрывают себя и не только себя.
Но тут религия просто стала удобным инструментом.
А "зло" - глубже. В тоталитарном эгоизме навязать себя, своё мнение, выжигая другие.
Какое-то чревоугодие зла: пожрать всё, что можно пожрать и что не является тобой.
И войны сейчас и тогда были и будут по этой причине, от не желания выслушать и полюбить нечто новое, другое: и пошли убивать ради блага "демократии", социализма, ещё какого-нибудь изма...
А народ сытенький смотрит как в кино телевизор и аплодирует "демократии" и как ломают человечность и инакость.
Тогда сжигали людей, сейчас - целые страны, культуры.

Скорее всего, ставший орудием зла человек до смерти своей будет уверен, что поступил «правильно». Ах, «правильно»… Конечно, правильно.

Н-да... оптимистично закончила рецензию)
Хотя, да, оптимистично. Человек стал винтиком, орудием, не желая быть собой.
Грустно это... желать добра и не знать кто ты, для чего ты: это добро будет как граната у обезьяны в руках.

Спасибо за хорошую рецензию, Даян!


Ещё бы не быть плохой энергетике) С таким то названием городка! Я бы и трезвым его не выговорил.

Я сама долго училась выговаривать это без запинки, так что тебя понимаю. )))

Даян, читал "Олесю" Куприна?
Там по сюжету в глубинке Беларуси жила ведьма со своей внучкой, юной. И вот туда из города заехал один человек...
Сюжет то знакомый, да? У меня мурашки от этой повести.

Нет, к сожалению, возьму на заметку. Я с Куприным почти не знакома.

И войны сейчас и тогда были и будут по этой причине, от не желания выслушать и полюбить нечто новое, другое: и пошли убивать ради блага "демократии", социализма, ещё какого-нибудь изма...

К сожалению, никакой "-изм" не сближает людей и уж тем более не ведет их к миру друг с другом. Ничего с этим и не сделаешь - мы слишком разные, и слишком эмоциональные, и слишком уязвимые, чтобы жить лучше.

Н-да... оптимистично закончила рецензию)
Хотя, да, оптимистично. Человек стал винтиком, орудием, не желая быть собой.

В каком-то смысле - да. Но часто человек становится собой в своем решении быть орудием чего-то. Мы сами выбираем убеждения исходя из нашего внутреннего устройства, и в решении быть т.н. "винтиком" может быть сознательность, глубокое самопожертвование.
Тебе спасибо, Саш, за внимание! )))


Но часто человек становится собой в своем решении быть орудием чего-то. Мы сами выбираем убеждения исходя из нашего внутреннего устройства, и в решении быть т.н. "винтиком" может быть сознательность, глубокое самопожертвование.

Ты права. Но... я бы не назвал это, что такой человек становится "винтиком".
Все мы знаем и современные подвиги и подвиги былого.
Это не винтики. Это дивное сплетение и живое, осмысленное прорастание в культуру, честь, любовь к делу и .. там ещё много всего, мерцающего, неуловимого.
Это как цветок на дереве. Не могу назвать это винтиком)
Сколько было таких случаев в войну, когда простые девчонки, вчера ещё только закончившие школу, ещё толком не знавшие про всякие измы, долги, просто чувствовали себя частью чего-то светлого и правого в стране, в культуре своей, и совершали нечто удивительное, жертвуя собой.


Я в берхтесгадене 2 года жила, обожаю этот город. Хорошая там энергетика.