Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

4 мая 2020 г. 11:05

2K

4

Книга начинается с того, что Чарльз обвиняет свою жену Марию, её сводного брата и единокровную сестру в том, что они — паразиты. И это заставляет задуматься о том, что является истинным паразитизмом, ибо героев нельзя однозначно причислить к данном виду. Они не зависят ни от кого финансово, они, пусть и не войдут в историю как великие, каждый по-своему талантлив. Также нельзя сказать, что в отношениях с людьми герои активно кого-то используют, не отдавая взамен ничего, за исключением Марии, но здесь и вина самого Чарльза, который изначально полюбил иллюзию и пытался перекроить живого человека под желаемый образ. Да и внезапные обличающие пороки речи Чарльза кажутся лишь преамбулой к объявлению о разводе.

Герои же после подобных обвинений погружаются в воспоминания, анализируют свои жизни, разбирают почему всё сложилось так. Понравилось, как построенно повествование, когда фокус плавно смещается с одного персонажа на другого и не получается определить рассказчика, есть общее неразрывное "мы". Итак, были Папа, известный певец, и Мама, знаменитая танцовщица, которые постоянно гастролировали и растили детей в атмосфере вседозволенности и полной свободы, что наложило свой отпечаток на их характеры. Однако несчастный случай положил конец этой жизни, дети оказались разлучены, и впоследствии отчетливо ощущалось, как отдельные части "мы" снова пытаются обрести целостность.

Мария, старшая дочь, стала актрисой. Она эгоистична, любит и ценит свой комфорт больше всего на свете, предпочитает получать, но не отдавать. Бесконечна далека от собственных детей и мужа, так как те требуют эмоциональных затрат. Наибольшее удовольствие находит в карьере, новых ролях, успехе и самореализации. Хотя есть в этой погоне за всеобщим вниманием что-то детское, что-то от недолюбленной девочки в тени вечно занятых родителей. И от того её отношения с собственными детьми кажутся закономерными, сменой ролей в уже сыгранном спектакле.

Найэл тоже добился успеха, став композитором, но не получил удовлетворения от успеха, считая, что тратит время на пустые танцевальные мелодии вместо того, чтобы творить великую музыку. При этом у него отсутствует жажда признания, амбиции, чтобы прогрызать себе путь к славе, его устраивает и то, чего он смог добиться, приложив минимальные усилия. Его устраивают простые радости жизни, хотя в нём тоже ощущается та недолюбленность родом из детства, которая заставляет искать человека, который бы заботился о нём. Но он не связал себя семейными узами, осознавая в отличие от Марии, какая это ответственность.

Младшая дочь, Селия, не достигла успеха, хоть и наделена художественным талантом, но она предпочла заботится о других, а не делиться с миром своими работами. То, что и её причислили к паразитам, меня удивило. Если человеку удобно творить "в стол", для себя, то он никому ничего не должен и не обязан добиваться признания. Возможно, проблема в том, что за необходимостью ухаживать за кем-либо Селия пряталась от жизни, которая её пугала, то есть спасалась за чужой счёт, но это скорее форма симбиоза, так как "жертва" получала заботу, искреннюю любовь и участие. Селия никого не душила своим вниманием и не приковывала к себе цепями, лишь бы не остаться в одиночестве.

Финал достаточно открытый, но, судя по тому, как складываются судьбы героев, автор показывает, что они всё-таки виноватая сторона. Продемонстрировано, как неправильно, но в качестве противовеса "паразитам" только Чарльз, чьё единственное достижение в жизни — родиться в семье аристократов. И, если в случае Марии, подобный исход закономерен, то Найэла и Селию мне было жаль. С другой стороны финальная точка отсутствует, а, значит, есть надежда на перемены.

Книга прочитана в рамках игры "Killwish".