Больше рецензий

LoyolaTactical

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2020 г. 16:40

877

4

Прежде всего хочу сразу сказать: то, что вы сейчас читаете – не рецензия. Если вы хотите прочитать отзыв о книге в целом, смотрите остальные рецензии – там всё хорошо и подробно описано (например, рецензии el_lagarto , ddolzhenko или taecelle ). Говорить о продолжении дискуссии было бы весьма нескромно с моей стороны, поэтому скажем так: этот текст – мои комментарии к ответу Умберто Эко на последний вопрос диалога. В книге затронуты всего четыре темы. Нисколько не умаляя важность проблемы абортов, соглашаясь с тем, что вопрос конца света интересует человечество в течение всей нашей истории, совершенно не понимая проблемы женщин в церкви (не, ну правда: зачем им это?), я осмелюсь утверждать, что четвёртый вопрос – об основаниях, об источнике внерелигиозной этики – несравнимо, неизмеримо глубже, сложнее и важнее остальных.

Сам вопрос кардинала Мартини, на мой взгляд, пояснений не требует. Действительно, если для христианина (а, вообще-то, и для мусульман и верующих некоторых других конфессий) основные этические нормы (не убивай, не кради и пр.) даны свыше и, в случае христиан, записаны в книге Исход и далее пересказаны и переосмыслены в Евангелии, то на чём основаны, откуда берутся этические представления светского человека? Я очень ждал ответа на этот вопрос, зная, что он будет задан, и, признаться честно, остался немного разочарован. Но прежде, чем обсудить ответ Эко, я хотел бы пояснить почему я считаю этот вопрос таким критически важным.

Современная наука, в частности биология, биофизика, нейрофизиология и пр., вполне естественно стоит на незыблемом основании абсолютного материализма. Как следствие, все, что происходит с человеком, – его поведение, эмоции, его сознание, – с научной точки зрения должно быть и может быть (наука считает, что может) объяснено в терминах физико-химических взаимодействий внутри нашего организма в ответ на внешние раздражители. Или на популяционно-видовом уровне в терминах эволюционной психологии. Пример таких рассуждений в популярном изложении можно посмотреть, например, здесь.

Однако, все попытки материалистического обоснования нашей этики категорически не убедительны. Всякий раз я смотрю на начало этой логической цепочки, где находится наша био- и нейрофизиология, затем на её конец, где вижу титанические движения духа, и обнаруживаю необъяснимый, непреодолимый разрыв, невосполнимый пробел на этом пути.

Что же говорит по этому поводу не верующий в персонифицированного бога энциклопедист и интеллектуал Эко? А он ... уходит от ответа! Первым же движением со словами «… я хотел бы поставить этот вопрос в более широкий контекст» профессор заменяет исходный вопрос об источнике секулярной этики вопросом о том, есть ли она – единая для всех этическая система или, как он говорит, «универсальная семантика». Но ведь в этом и заключается парадокс: человек неверующий осознаёт существование в нём некоторых этических установок, но не может объяснить, откуда они в нём появились.

Опуская безусловно интересные рассуждения Эко, скажу только, что в итоге профессор пришёл к насколько неожиданному, настолько же и очевидному выводу. Пытаясь никак не опираться на христианство в своих построениях, он фактически согласился с тем, что источник этики – всё-таки лежит в области трансцендентного:

… я верю, что естественная этика, одушевлённая … религиозностью, может совпасть с принципами этики, основанной на вере в трансцендентное, а та, в свою очередь, не сможет не признать, что естественные принципы врезаны в наши сердца как прообразование спасения.

Неожиданно – поскольку Эко всячески старался дистанцироваться от религии, очевидно – поскольку я убеждён, что другим способом ответить на этот вопрос невозможно.

В завершении всё-таки два слова о книге в целом: я получил большое удовольствие от чтения, как всякий раз мы получаем удовольствие от общения с умными, интересными, интеллигентными и приятными людьми.

Приятного чтения! :)

P.S. Когда уже написал и даже опубликовал рецензию, увидел книгу, продолжающую дискуссию на эту тему: «Я не есть мозг: Философия духа XXI века» Маркус Габриэль . Книгу не читал (на момент написания этих слов она только что вышла), но кажется может быть интересно. Хотя автор и философ ... :)

Комментарии


профессор заменяет исходный вопрос об источнике секулярной этики вопросом о том, есть ли она – единая для всех этическая система или, как он говорит, «универсальная семантика»

Это вроде бы распространённое явление в нашей умственной деятельности - заменять сложный, неоднозначный вопрос более простым и понятным.
Об этом подробно писал Канеман в «Думай медленно... Решай быстро» Даниэль Канеман

Спасибо за интересные комментарии)