Больше рецензий

3 мая 2020 г. 15:34

291

5 Достойное завершение истории Ивана Опалина!

Итак, цикл произведений, посвящённый Ивану Опалину, сотруднику МУРа, полностью прочитан! Прежде всего, хочется указать на один не очень существенный, но все же влияющий на восприятие частей повествования нюанс : хронология выхода книг не совпадает с хронологией повествования. Образ главного героя как матерого сыщика однозначно и незыблемо формируется в первой части, после чего довольно странно смотреть на него как на юнца, если не только знакомящегося с уголовным миром, но отнюдь не на бывалого волка, поэтому предлагаю читателям такой вариант последовательности : "Ласточкино гнездо" - "Дом на Солянке" - "Парк Горького" - "Театральная площадь" - "Московское время".
Итак, "Дом на Солянке" -это история о нескольких преступлениях (впрочем, как всегда у Валерии Вербининой, что свидетельствует о реалистичности работы героев угрозыска), сюжетообразующим среди которых является исчезновение заместителя главреда Колоскова, связанное с пропажей из кассы нешуточной суммы. Иван Опалин оказывается в редакции "Красного знамени" и окунается в атмосферу самого настоящего серпентария... Как всегда мастерски автор погружает читателя в тонкости выбранного для повествования мира - будь то экскурсы в типичную жизнь балетного мира, съёмочной группы или же газеты : персонажи со своими низменными проблемами, рабочие склоки, вражда - особая, характерная для творческой среды - все это выписано гениально, живо и прочувствованно...
Опасаясь утечки информации и стремясь быть в курсе дела, газета прикрепляет к сыщику журналиста Максима Александровича Басаргина - медика, оставившего свое дело, до боли влюблённого в литературу и тонко ощущающего пороки и несовершенство мира. Опытной тенью литератор следует за героем, ворвавшегося в его жизнь своего рода лучиком света, и пытается стать своего рода наставником. Басаргин пишет пьесы, но не верит в то, что запущенная машина нередко бездарной революционной литературы даст ему шанс. Герой признает всего "полтора настоящих автора" - Булгакова и Алексея Толстого, и сходство с первым (талантливый драматург, влюблённый в литературу медик) бросается в глаза совершенно явственно, но отнюдь не портит ни восприятие романа, ни его сюжет.
Герои сталкиваются с ужасающей жестокостью и ошеломляющей, вошедшей в привычку, двуличностью, местью, выдержанной годами, настолько беспощадной, что обрушивающейся не только на виновных (а вина их породжена самой сущностью времени Гражданской войны), но и на невинных, на первый взгляд, людей. Голод, разруха и бремя прошедшей войны - все эти проблемы, философски отображенные в романе, дают почву для размышлений, но не философией и преступлениями едиными пропитана эта книга. Есть здесь и горький юмор, воплощает который потрясающе колоритный персонаж Петров, ставший ходячим кошмаром редакции - право, в какой-то момент за ним было наблюдать даже интереснее, чем за сюжетной линией в целом...
Словом, "Дом на Солянке" - удался : здесь и удивительно чётко прорисованное время, и занимательная детективная линия, и непередаваемая атмосфера редакции, талантливый (но удивительно молодой и какой-то даже неопытный по сравнению с "Ласточкиным гнездом") главный герой и его интересный спутник, грамотное сочетание философии, фарса, правды жизни и юмора, да ещё и прекрасная, вкусная речь в сочетании с лёгким и изящным стилем повестованием...