Больше рецензий

Pavel_Kumetskiy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 апреля 2020 г. 14:51

1K

3 Как троллить так, чтобы тебя не раскрыли

"Прочь, сгинь колобок,
Отцепись от ног"
Но всё сильней кусала злая голова.
Мужика до слёз она довела!
КиШ, "Внезапная голова"

 Прежде чем со второго захода начать читать роман «Плюс» Джозефа Макэлроя, в котором предыстория сюжета такова:
 инженер, у которого после радиоактивного облучения выявляют рак, решается принять участие в эксперименте — Операции «Travel Light». Его отделённый от тела мозг в капсуле Имп (Исследовательская межпланетная платформа) с названием «Плюс» отправляют на орбиту Земли для проведения экспериментов, связанных с влиянием солнечного света на водоросли.
я решил прочитать известную с детства историю о голове профессора Доуэля вместе с повестью «Властелин мира», которая присутствует в моём экземпляре. Если «Плюс» Макэлроя - это зубодробительный текст, описывающий пробуждающееся осознание себя мозга, летающего в космосе, то «Голова профессора Доуэля» - это картонная, с минимальным акцентом на проработанность художественного мира сказка о том, как один (нехороший) учёный научился пересаживать головы телам людей с помощью ранее оживлённой головы своего учителя, присваивая себе его заслуги и идеи. Даже если принимать во внимание то, что текст написан в 1925 году, то это всё равно не будет оправданием его картонности, пустоте, тупым и однобоким персонажам, чья "научная" составляющая сегодня воспринимается как давно просроченный бред. Если раньше его претензия на научность могла восприниматься современниками на ура, ahead-of-time, то для сегодняшнего времени она раздражительно глупа. Но я не жалею о том, что прочитал «Голову профессора Доуэля», потому что на контрасте с такой убогой литературой ярче ощущается сила и красота той, что я выбираю для чтения (например, на фоне Беляева картонные, простенькие миры романов Пелевина выглядят уже как Дублин Джойса ). Но почему не двойка, спросите вы, а тройка? Да потому, что при всём вышеописанном в обоих текстах есть то, что меня рассмешило, а именно замаскированный под фантастическую повесть троллинг женского пола.
 Конкретно меня рассмешило не то каких тупых женских персонажей сотворил Беляев (мужские особым умом не отличаются тоже), а то, что обе повести находятся в топе Лайвлиба в таких категориях, как "научная фантастика" (на девятом месте!), "советская литература" (на 4!!) и "фантастика" (на 1!!! на первом, Карл!) и какие восторженные рецензии они имеют, при том что если бы повести вышли сегодня (особенно это касается «Властелина мира»), то Беляева в такой мизогинии, харрасменте, мачизме бы обвинили, что Харви Вайнштейну и Венедиктову и не снилось, но из-за того, что читатели и читательницы в основном ослеплены такими клише как "классика", "первые шаги в научной фантастике", "когда я был маленький, книга на меня произвела большое впечатление, изменив жизнь" и прочие в том же духе, они не замечают (вернее, они замечают, и даже начинают подозревать, что что-то тут неладное, но потом они открывают браузер, видят, что это "признанная классика" [кем конкретно признанная - им неважно] и кучу броских эпитетов, после чего им уже как-то неловко будет высказать своё настоящее мнение, потому что "ну как же так - всем нравится, а мне нет, ещё чего подумают такого про меня..." ) то, что Беляев открыто троллит женский пол, делая своих героинь безмозглыми куклами, ведомыми сиюминутными эмоциями, с отсутствием хотя бы намёка на их способность критически, рационально относиться к возникающим проблемам. Во «Властелине мира» рассказана история омежки-ботаника, безответно влюблённого в одну Наташку, который с помощью хитро сделанного (как именно? да неважно, достаточно написать слова про "колебательный контур", "трансформаторное усиление", "катод усилительной лампы", чтобы в топе рецензий на «Голову профессора Доуэля» была рецензия со словами
Читая книги, я часто задаюсь вопросом: "Как такое можно придумать? Что может сподвигнуть мозг, чтобы придумать ТАКОЕ?" (источник)
(Как такое можно придумать? - наглядный пример того, почему Грете Тунберг не следует прогуливать школу, иначе так можно и телефон положить в микроволновку, надеясь на тайну быстрой подзарядки батареи)
картинка Pavel_Kumetskiy
с помощью как-то сделанного усилителя-передатчика может усиливать колебания электромагнитных волн своих мыслей до такой мощности, что позволяет распространяться им на большие расстояния, контролируя при этом поведение и мысли других людей. Открыв безотказный способ контроля над людьми вчерашний омежка с наполеоновскими амбициями в итоге чуть ли не захватывает власть над целой страной, разделываясь не только с отдельными людьми, но и с армией, вселяя в солдат панику и заставляя стрелять в самих себя из пушек. Конечно, вместе с этим он получает желанную власть над Наташкой, которая благодаря силе внушения становится его женой, готовой в любой момент удовлетворить потребности мужа (о которых Беляев, естественно, не мог писать открыто в те времена, но чья суть была и тогда понятна). И самое смешное в этом - та-дам! - что когда наконец-то злодей повержен и люди освободились от его контроля, то та самая Наташка, которая, страшно даже подумать сколько раз использованная злодеем в "тех самых целях" во время гипноза, узнав от злодея о том, что всё то время, что он занимал трон своего величия, он сильно страдал от того, что был на нём "одиноким и бесконечно уставшим", желая настоящей любви Наташки, а не фальшивой, то она, услышав это признание маньяка, убившего не одну сотню человек и пользовавшегося ею "и в хвост и в гриву", начинает испытывать к нему сочувствие с намёком на вытекающую из сострадания влюблённость - "он всего лишь хотел, чтобы я полюбила его". «Голова профессора Доуэля» ничем не лучше в плане развития интеллектуальных способностей женских персонажей, но предлагаю вам самим их изучить, если ещё нет, а я уже сыт по горло. Вообще говоря, главные мавродиподобные злодеи в обоих текстах "какие-то неправильные пчёлы", представленные забитыми омежками, которым наконец-то удаётся захватить мир - и мстя их страшна!
 В заключение хочется сказать о том, какое впечатление на меня произвели развязки-финалы обоих повестей: мне кажется, что моё выражение лица во время их чтения было таким же, как и у агента Купера, когда он наблюдал за "неправильной концовкой" Твин Пикс.
картинка Pavel_Kumetskiy