Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2012 г. 13:15

1K

3

Если вы спросите у китайца, сколько у него детей, то вы получите точную цифру его сыновей, если же его семья состоит из дочерей, то он объявляет себя совершенно бездетным.

Внешность – это «я» женщин.

Женщина не является частью онтологической реальности.

Абсолютная женщина лишена всякого «я».

Достаточно только связать подлежащее «женщина» со сказуемым «глубокая», чтобы каждый почувствовал в этом какое-то противоречие.

Женщина – существо в основе своей безымянное, а потому она, сообразно идее своей, лишена индивидуальности.



Да простит мне автор этой книги и все мужчины, разделяющие его точку зрения, но я намерена полемизировать. Почему, спрашивается, я прошу прощения? Потому что, по мнению Отто Вейнингера, я – ничто, существо, лишенное души и не имеющее ни сущности, ни индивидуальности, так же как и свободы, характера и воли, не относящееся никаким образом к интеллектуальности, аморальное, трусливое, не умеющее любить, лживое и не способное к добру. Я – женщина. При всем этом автор оставил мне право голоса, и этим правом я хочу воспользоваться, но не для того, чтобы заклеймить его печатью женофоба и женоненавистника, а чтобы попытаться разобраться, откуда взялись такие идеи и насколько они справедливы. Я постараюсь, чтобы мои излияния не достигли объема эссе, хотя так и тянет растечься мыслью по древу.

Итак, приступим. Три кита, три ценности, на которых покоятся все доказательства автора – это логика, память и этика. Существа, не обладающие данными качествами, не могут рассчитывать не только на бессмертие, но и на существование.

«Логические аксиомы суть принципы всякой истины. Они основывают бытие и направляют наше сознание. Логика – это закон, которому следует повиноваться, и человек только тогда является самим собою, когда он вполне логичен. Больше того, он ничто, пока он не является воплощением логики».



Без логики и памяти невозможно умозрительное постижение себя и мира (или мира в себе), нравственного закона и необходимости подчинения этому закону. Осознание своего умопостигаемого «я» - вот главная цель человека, потому что это означает слияние с бесконечностью, с миром чистого разума и бессмертие.

«Человек во вселенной один, в вечном потрясающем одиночестве. Его единственная цель – это он сам, нету другой вещи, ради которой он живет. … В глубине под ним где-то затерялось человеческое общество, провалилась социальная этика. Человек – один, один».



Но на пути к «вечному потрясающему одиночеству» стоит она, женщина. Ничто, существо без души, воплощение греха. Мало того, что она сама не обладает вышеперечисленными ценностями (логикой, памятью и этикой), но и не дает мужчине всецело им отдаться, увлекая в омут сексуальности. И таким понятным становится желание изничтожить

Дальше...

это ничто, чтобы слиться в экстазе с царством логики, лежащей за пределами чувственности. Убей то, что тебя соблазняет. Но вот вопрос: а исчезнет ли соблазн? Или породит новый объект ненависти и вожделения.

В этом месте у меня возникло сильное желание перелистать старого доброго Юнга, его "Психологические типы" . Отто Вейнингер так гениально (без всякой иронии) описал то, что для него является истинным, что очень явственно высветилось две особенности: поклонение перед мышлением и придание особой важности субъекту. Поэтому, прежде чем перейти к тому, какими путями автор уничтожает женщину, я хочу уделить немного внимания и его умопостигаемой личности.

По типологии Юнга существует два типа личности по ее поведению относительно объекта и субъекта. Восприятие, при котором субъект становится центром, свойственно интроверту, его внимание, как правило, направлено вовнутрь себя. Дополнительно, Юнг выделяет четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию, в зависимости от того, какая функция преобладает, складывается тип мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный. При этом мышление и ощущение являются рациональными функциями (т.е. относящимися к сознанию), а чувство и интуиция – иррациональными (относящимися к бессознательному) и им противопоставленными.

Из того, что мы уже знаем об авторе, его можно отнести к мыслящему интровертивному типу. Человек с преобладанием мыслительной функции крайне негативно относится к ее противоположности, чувству, и он стремится подавить его в себе, доходя до полного отрицания, и переносит свои эмоции на людей, в которых оно является преобладающей функцией. Как правило, в жизни носителем чувства бывает женщина, хотя и не обязательно любая, и не всегда только женщина. Но описываемая Вейнингером Абсолютная женщина (Ж) – несомненно.

Далее: основная функция может иметь дополнительную, и как правило, если основная функция рациональная, то дополнительной будет являться иррациональная, но из другой пары. Т.е. для мышления это интуиция, а ощущение как противостоящее интуиции подавляется. Подтверждений этому в тексте - тьма. Автор неоднократно нападает на эмпирическую психологию, которая выводит реальность из ощущений, и опять-таки на женщину, за то, что она, по его мнению, вся состоит из ощущений, воспринимает этот мир кожей.

Если добавить к этому восклицание, что сознание прекрасно, а бессознательное – отвратительно, и стремящийся к идеальному бытию мужчина должен находиться в непрерывности сознания каждый миг своего существования, то тут, к Юнгу не ходи, ясно, что автор борется со своим бессознательным, а уничтожает женщину.

Возвращаясь к книге, скажу, что эти психологические особенности автора и его склонность к некоторой эмоциональной несдержанности по отношению к женщине, не уменьшают достоинств тех частей, которые касаются области умозрительной, где Отто Вейнингер вдохновенно уносится к высотам чистого бытия и превозносит гений или моральный закон. На территории логики он безупречен, но мир – это не только логика, он богаче.

А теперь предоставим слово автору, и его анализу различных черт мужской и женской психологии (если честно, мужчина смотрится бледным статистом, основные краски потрачены на женщину).

1. Сексуальность. Мнение, что мужчина более сексуален, чем женщина ошибочно. Женщина просто хорошо маскируется. Она полностью состоит из сексуальности, это и есть ее сущность.

«Ж только сексуальна, М сексуален и кое-что сверх того».



2. Сознание. Мужчина обладает сознанием, женщина – нет.

«М живет сознательно, Ж бессознательно. … Ж получает свое сознание от М».



3. Гениальность и дарование. Любой мужчина гениален хотя бы в потенциале. Женщина не может быть гениальной в силу своей природы. Талантливой женщина может быть, но это подражание мужчинам.

4. Память. Смерть и бессмертие. Не у всех мужчин хорошая память, но чем гениальней мужчина, тем больше он помнит. «Ж располагает вообще только одним классом воспоминаний: эти воспоминания связаны с половым влечением и размножением». Так как женщина не помнит своего прошлого, то она и не думает о будущем, не боится смерти, и ей не свойственна жажда бессмертия. Мужчина же боится смерти, имеет жажду бессмертия, и именно этим объясняется его любовь к вещам и имуществу, а также стремление к продолжению рода и составлению завещания. У женщины стремление к продолжению рода является физиологической функцией и к бессмертию не имеет никакого отношения. Вещи ей не нужны (кто бы мог подумать?), так как у нее нет понятия о ценности, завещание она не составляет, потому что не озабочена бессмертием.

Может, хватит? Нет, все только начинается.

5. Логика. Логики у женщины нет и быть не может. Действительно, какая может быть логика у того, кто не имеет памяти и вследствие этого не способен даже сопоставить два события?

6. Этика. Каждый мужчина имеет в себе хотя бы потенциальную возможность постигать этику. Женщина не может постигать истину, потому что не имеет ни памяти, ни логики (это уже доказано), а, не умея постигать истину, она не знает морального закона, поэтому аморальна и не имеет отношения к этике. Как следствие, женщина всегда лжет, даже не понимая, что лжет, поэтому ложь ей нельзя вменить в вину, хотя… «всякое заблуждение есть вина».

По-моему, это сильно. Царство логики. Продолжая тему морали:

«Итак, я не говорю, что женщина зла, антиморальна, скорее, я утверждаю, что она не может быть злой: она аморальна, низка».



7. Сострадание. Способность женщины к состраданию – это миф. «Совершенно ошибочно предполагают, будто ухаживание женщин за больными доказывает их сострадание, это свидетельствует о наличности у них совершенно противоположной черты».

8. Стыдливость. Женщина не стыдлива, а бесстыдна.

Честно говоря, подобных «логических» рассуждений в книге еще не счесть, есть там и про неспособность женщины к любви, про материнство, про проституцию, но предел моей терпимости иссяк. Если в первой части труда было много истинных перлов, свидетельствующих об уме и способности к прозрениям у автора, то во второй его уже зациклило, и он стал срываться в бред и бесконечные повторы. Фразы типа «у женщины нет души», «женщина лишена «я»», «женщина не имеет личности», «женщина аморальна», «женщина лжива» и т.д. повторяются десятки раз, это напоминает бег по кругу без надежды вырваться. Остановлюсь только на оригинальной авторской идее сотворения женщины. Без комментариев, только цитаты.

«Женщина, несомненно, является предметом, созданным руками полового влечения мужчины. Он создал ее, как собственную цель, как галлюцинирующий образ, за который жадно хватается его мечта. Женщина есть объективация мужской сексуальности, овеществленная сексуальность. Она – грех мужчины, претворившийся в живую плоть. Каждый мужчина, воплощаясь, создает себе женщину, ибо он сексуален». И т.п.



Не находите, что одним Юнгом тут не обойтись? Я бы Ломброзо пригласила, интересно было бы наблюдать их диалог. (Для тех, кому непонятна эта фраза: Ломброзо "Гениальность и помешательство" )

Правда, автор бывает и великодушен:

«Женщины все же люди, и к ним нужно относиться, как к таковым, хотя бы они этого никогда и не хотели. Женщина и мужчина имеют одинаковые права».

«В живой «человеческой» женщине все еще следует теоретически признать наличие «зародыша добра» по терминологии Канта».



Так что же должна делать эта самая живая «человеческая» женщина, отягощенная таким набором отрицательных качеств, если она хочет вскормить этот «зародыш добра»?

«Женщина должна внутренне, искренне, по доброй воле отвергнуть половой акт. Это означает следующее: женщина должна, как таковая, уничтожиться, и если это не случится, надежда на установление царства Божия на земле совершенно потеряна».



В конце книги еще имеется вполне абсурдная глава про еврейство. Мне, в принципе, непонятна суть еврейского вопроса, я к нему никак не отношусь, но автор утверждает, что ярыми антисемитами являются, как правило, те, в ком есть еврейские черты. Ему виднее, он был евреем. В этой главе он излагает мысль, что еврейская нация женственна, и поэтому обладает почти всеми описанными чертами женщин, им не свойственна гениальность, все их таланты лежат в области эмпирической, они насквозь сексуальны и думают только о размножении, а это значит, несут зло и препятствуют наступлению царства Божия. Никаких радикальных выводов Вейнингер из этого не делает, но их сделали фашисты, они использовали данный труд в своей идеологии.

Можно было бы завершить эту слишком длинную рецензию обличительной речью, но, на самом деле, автора жаль. Обладая глубоким умом и задатками гениальности, получив в двадцать два года степень доктора философии, в двадцать три, почти сразу после выхода в свет книги, Отто Вейнингер покончил с собой, видимо, не сумев разрешить внутренних противоречий. Это тем страшнее, что он сам горячо отвергал самоубийство и писал: «… кто убивает себя – убивает весь мир». И он убил свой мир, уничтожив нравственный закон в себе, а этот мир продолжает вертеться без него.

Рецензия на книгу Отто Вейнингер "Пол и характер" - www.ostrel.ru

Комментарии


Большой труд ты проделала, анализируя этот бред. Но только ты ничего не докажешь мужчинам, которые давно и самозабвенно презирают женщин. Это их основа, они строят на этом свою жизнь. Такие не станут читать до конца твой комментарий и тем более размышлять над ним. Причина в них самих. Каждый такой обиженка имеет свой личный негативный опыт, который они возвели во главу угла и пествуют.
Больше всего мужчина хочет от женщины уважения, признания его достоинств и безусловную любовь (как любовь матери). Но так как сами мужчины могут быть далеко не достойны и не великолепны, то уважение и любовь они не получают, поэтому и сильно обижаются. Есть глубокое убеждение у некоторых мужчин, что женщина ДОЛЖНА (автоматически) уважать и любить. Вот отсюда и все проблемы.
Он не хочет работать над собой, чтобы женщина его уважала и любила. Он хочет, чтобы его уважали и любили исключительно таким, какой он есть. Такое вот неразумное дитя. Поскольку шансов на такое чудо мало, то и дитя обижается на всех женщин. Обижается люто, клеймит их и презирает, чтобы доказать себе и окружающим, что он нелюбим и не уважаем не потому, что он плох, а потому что женщина плоха.
Так что это очень удобная психология. Делать ничего не нужно. Просто презирать.
Но вот попадись ему завтра женщина самая некрасивая и неумная, но которая его ПРИМЕТ таким, какой он есть, пожалеет его и полюбит, он сразу же успокоится, и наступит полное счастье.