Больше рецензий

23 апреля 2020 г. 22:44

684

5

Почему-то именно эту книгу называют самой страшной, самой сильной, самой откровенной, самой пронзительной (и еще с десяток «самых» эпитетов), написанной о Второй мировой. Мол, тут вам и правда о немецком взгляде на саму войну, и роль каждого отдельного солдата в сражениях, и отсутствие лишнего пафоса в бытоописаниях так называемого военного братства.

Но на самом деле таких книг – десятки (если не сотни) и практически каждую можно назвать «самой-самой». Или не назвать вообще.

Это не полновесная история, рассказанная отстраненным наблюдателем. Это заплатки тогдашней реальности, увиденные в некий сквозь временной визор. Вот наблюдатель наводит трубу на первого героя, выхватывая его в перекрестье софитов. И смотрит за ним пристально, подсвечивая прямо сейчас всю его историю жизни. До самого его конца, который наступает вот прямо сейчас. И вот уже равнодушно переносит все внимание на следующего. Впрочем, и этому жить останется несколько страниц (в моем случае – экранов смартфона).

В книге нет особого сюжета, есть тема и сеттинг. Европа, Вторая мировая, закат её – катастрофический для Германии и торжествующий для союзников. Нет главных героев – каждый тут и первый, и последний. Генерал, которому так не хватало полагающегося статусу креста. Маленький сомелье, притянувший целый чемодан настоящего токайского на передовую. Офицер, так и не решившийся спасти ту самую единственную. Учительница, так и не отважившаяся ответить своему врагу. Начальник лагеря, так и не собравший идеальный хор. И набор из семи снарядов на каждый день, за который нужно отчитаться перед командиром. Каждый из них – и палач, и жертва. Каждый – и яркая личность, и тусклый набросок.

«Так где же ты был, Адам?» - «На войне, господи, в битве, я думал там скрыться от тебя» - «Получилось?» - нет ответа.