Больше рецензий

23 апреля 2020 г. 13:03

1K

5

В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.
Сергей Есенин

Невероятно интересная книга шведского профессора и историка, в которой подробно рассмотрен феномен меланхолии в западноевропейском контексте. Карин Юханнисон исследует, как по-разному каждая культурная эпоха оценивала это состояние, как оно устно или письменно описывалось людьми и как переживалось. Нормы, принятые в обществе, вольно или невольно диктуют человеку правила, согласно которым осознаются и проживаются обуревающие им чувства. Есть общие признаки меланхолии для разных эпох – страх, неуверенность, навязчивые мысли, чувство потери и одиночества. Но выражались исторически они совершенно по-разному.

Каждая эпоха по-своему определяет границы допустимого и расставляет приоритеты относительно формы выражения чувств. Симптомы отвергаются или подтверждаются, получают или теряют статус. Старые формы переживаний исчезают, рождаются новые ... Важно только, что страдание всегда отражает конкретный период времени.

Чёрная меланхолия XVII–XVIII веков развилась в эпоху войн и других катастроф, подчинялась античному учению о жидкостях и апокалиптическим настроениям – дикому ужасу и отчаянию, описывалась в этом контексте, имела яркие телесные проявления и отличалась бурным проявлением чувств. За серой меланхолией XIX века скрывался бунт. Человек откликался на индустриализацию и модернизацию общества состоянием полной опустошенности и отчуждения. Меланхолия стала менее полярной, более спокойной и закрытой, "потому что бурные проявления чувств противоречили современным рациональным нормам жизни ... дикие и маниакальные проявления подпали под разряд психических патологий."

Значительную роль играли гендерная и социальная принадлежность людей: долгое время меланхолия была элитарной и считалась привилегией мужчин из высшего общества. Демократизация общества и научный прогресс способствовали пониманию её природы и изменению статуса. Современная белая меланхолия – стресс, эмоциональное выгорание, психическое истощение – это выражение пустоты и потери связи с реальностью, вызванные стремительным развитием общества и жёсткими требованиями к человеку.

Очень любопытно было прослеживать, как все эти выражения чувств в разные эпохи у людей различного статуса и занятий находили отражения в литературе. То, что сейчас в классике кажется излишним и чересчур высокопарным, современниками воспринималось нормально, так как отражало царящие в обществе настроения и принятую форму выражения эмоций.

В те времена скрытные люди вызывали у окружающих рез­кую неприязнь. Не потому что были непонятны, а потому что хотели быть непонятными. Их маска лишала социальную коммуникацию смысла.

Со временем образ типичного меланхолика претерпел значительные перемены: изменились социальные стандарты выражения чувств, нормы, регулирующие их выражения.

Стоит Гамлету появиться на сцене, и публика уже знает, чего от него можно ждать. Налицо все признаки меланхолии: красноречие, развитый интеллект, бунтарские наклонности и ненависть к власти, мысли о самоубийстве и всплески эмоций. Зрителю, жившему во времена королевы Елизаветы, этот типаж был хорошо знаком, тогда — в отличие от наших дней — он воспринимался как психологически достоверный и актуальный.

Книжное путешествие

Комментарии


А приводил ли автор в книге какие-нибудь примеры из живописи?


Точно помню, что были упоминания работ Мунка, "Крика", в частности. Но больший упор в книге на литературу.


Я про Мунка как раз и подумала, тем более у него есть одноименная картина, которая, на мой взгляд, очень точно выражает состояние меланхолии.


В тогдашнем понимании состоянии меланхолии – да, совершенно точно. Юханиссон как раз и пишет об искусстве в ключе того, как по работам разных времён можно проследить отношение к этому состоянию, к выражению чувств, к социальным нормам, которые их регулируют.


Интересно, спасибо за рецензию! Тоже планирую прочесть книгу.


Она отличная, очень советую.
Я только что прочла там же на bookmate эссе Сонтаг о болезни, интересно, как перекликаются некоторые мысли. Она тоже пишет о классовом отношении к туберкулёзу и изменении отношении к этой болезни на протяжении времени. И про античную теорию жидкостей, которая влияла на восприятие болезней.


Не читала эту книгу у нее, но вообще она затрагивает важные и серьезные темы в своих эссе, и мне в ней это нравится. Запримечу эту книгу тоже, спасибо.


Я случайно набрела на это её эссе, а до этого таким же незапланированным образом прочла "Под знаком Сатурна". И, кажется, теперь я буду "натыкаться" на её работы целенаправленно, она как-то совершенно удивительно мыслит и пишет.


У меня есть несколько ее книг, но не все еще прочитала. Мне у нее нравится "Смотрим на чужие страдания". Рекомендую. Так уж получилось, что прочла ее примерно одновременно с просмотром спектакля "Скрытая перспектива" в Современнике, и оба произвели впечатление. Основная тема - моральный выбор фотографа/журналиста/оператора на войне.


О, звучит очень интересно! Пойду закину в виш, спасибо, любопытная тема.


Пожалуйста) Есть там над чем подумать.


Большое спасибо за совет прочесть "Смотрим на чужие страдания" Сонтаг, действительно невероятно интересные размышления.


Как здорово, что вам понравилось!) Мне очень приятно.