Больше рецензий

23 апреля 2020 г. 10:57

323

3.5 И шелест мишуры ласкает девы слух

Кажется, мне пора пересматривать одно из своих книжных убеждений - то, что связано с нечитаемостью книг, написанных до 30-х гг прошлого века... Однако, нельзя, конечно, исключить и вероятность того, что в лице Веры Крыжановской я всего лишь нашла счастливое исключение из правил. Решительно рекомендую книгу к прочтению, хотя и с некоторыми предупреждениями (после которых станет понятна относительно низкая оценка, что я поставила книге).
Итак, "эта история очень незатейлива..." - хотела написать я сначала, но вовремя одумалась. Серьезно: вот уж чем-чем, а антуражем и "вокругсюжетными вензелёчками" автор заморочился по полной: тут тебе и Древний Египет времён расцвета, и он же - после упадка и завоевания Римом, во время гонения на христиан, тут же и современная автору реальность, мистика псевдоегипетского толка и не менее "псевдо" - христианские духовные мотивы. Автор словно задалась целью собрать в своей книге все самое "вкусное" для читателей тех лет: роскошь и декаданс Востока, прагматизм и превозмогание Запада - смешать, но не взбалтывать.
И с одной стороны, читается-то книга на удивление легко и даже приятно, читала я на самиздате книги и похуже (и намного), но с другой - если во время чтения не удастся полностью отключить голову, то очень быстро начнет нарастать подспудное такое недоумение в ожидании тех самых пратчеттовских "десяти тысяч слонов". Потому что экзальтация в тексте так и оттирает логику плечиком подальше в уголок, трепещет ресничками, надувает губки, шепчет с придыханием: "Верные, но несчастные влюбленные! Могущественный маг, злобный, но несчастный глубоко в душе! Преодоление всех препятствий! Верность любви сквозь время и пространство!!!"
Мастерство автора таково, что не поддаться этому шепоту невозможно: читаешь книгу, восхищённо открыв рот и восклицая: "Да ну?!!" Но вот ты перелистываешь последние страницы, поднимаешь взгляд от книги и думаешь: "Да ну?.."
Да, влюбленные - один из которых на протяжении всей истории не может выбрать между "любовью всей его жизни" и страстной красавицей, которая эту его любовь убила (я не вру); вторая, увидев, что ее герой обратил свой взор на соперницу "с горя сделалась христианкой" (это цитата!) и приняла мучительную смерть, а потом только и могла что динамить героя, восклицая в виде бесплотного духа: "Мы будем вместе на Небесах, а пока крепись"; третья после того, как врала, предавала, убивала ради того, чтобы заполучить себе нашего героя, как только сочеталась-таки с ним браком, почувствовала скуку и начала с ностальгическим умилением вспоминать влюбленного в нее главзлодея... О, это, кстати, тоже колоритная личность: великий маг, способный повелевать духами и стихиями, которого в свое время спас от неминуемой смерти папа главного героя (это к слову об общей квалификации мага). Гений мысли, ученый, пронзающий мощью ума тайны Мироздания, могущественный бессмертный маг мечется между "так не доставайся же ты никому" и "приди ко мне, о богиня моих грез" и кончает с собой, когда его избранница умирает... Нет, я положительно не могу описать словами всю глубину моих ощущений от героев этой истории!
Да, сквозь время и пространство - но лишь для того чтобы снова наступить на те же грабли, что и в предыдущих жизнях! Ну нельзя же так - ведь героев даже подсказки добрых духов не спасали. Да у них даже конспект произошедшего в прошлом был - и все равно!..
На эту феерию накладывается и общее мое непонимание посыла истории. В чем была главная идея книги-то? Герои свое счастье так и не обрели (фактически, они все просто умерли - причем не по разу, часто - мучительной насильственной смертью). О превознесении идеи Вечной Любви тоже говорить не приходится. Главный герой все время мечется от одной красотки к другой, не в состоянии выбрать; одна героиня между плотским и духовным всегда выбирает второе (и смерть); вторая же героиня, кажется, мечтает лишь о том, кто в принципе, недостижим для нее в данную минуту. Это вот - Вечная Любовь?
Духовный рост героев? Тоже нет: мечущийся между женщинами Рамери жалок во всех своих жизнях; Аменхотеп, я бы сказала, даже деградирует со временем от великого ученого и мага до безумного влюбленного и далее - до старика, постулирующего (внезапно!) превосходство любви над разумом; героини - пассивная во всех своих трёх жизнях Нуита-Валерия-Альмерис и зацикленная на обладании Рамери до полной потери разума Эриксо, заскучавшая как только получила желаемое - жалки в не меньшей степени. Никто из них не совершил духовного прорыва в своем развитии: ну не воспринимать же за таковой христианскую экзальтацию Валерии (кстати, христианство вообще отрицает возможность реинкарнации, так что тут у меня к автору серьезный вопрос...). Так что - духовный рост? Нет, не слышал. Ну так и зачем? Зачем все это было написано?
И вот получается, что, с одной стороны, вечер за книгой проведен, вроде бы, и не без приятности, а с другой - эта книга, безусловно, не более чем жвачка для глаз и мозга: начнёшь задумываться над смыслом прочитанного, отобьешь себе руку фейспалмами.
Резюмируя: эта книга - прекрасный образец захватывающе бессмысленного чтива на один раз. И при этом, как ни странно, многим современным авторам до уровня Веры Крыжановской ещё расти и расти.