Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

22 апреля 2020 г. 16:09

1K

5 Давай-ка останемся дома, мой бог

Ты мне сказал: "За морями – рай,
Огни других городов
Город родной задушил меня –
Я покинуть его готов"....
...Здесь твоя жизнь навсегда осталась –
Другой тебе не дано.
Кавафис "Город"

"Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос" оставим любителям Гомера и прочей античности, знающим, что богиня утренней зари, которую греки звали Эос, у римлян была Авророй. Бывший советский человек откликнется на название романа строчкой: "Что тебе снится, крейсер Аврора?" Далекие по смыслу от той Авроры, что в романе, варианты интерпретации на глубинном уровне удивительно об одном. О заре новой жизни и связанных с ней новых надеждах. Даруемых просто восходом солнца, как у живших в гармонии с природой греков. Революцией, что началась орудийным залпом знаменитого крейсера. Галактическим путешествием к новому миру.

Кима Стенли Робинсона, второго по числу номинаций на самые престижные премии в области фантастики и третьего по количеству полученных наград, не то, чтобы вовсе не знала. Присматривалась, думала, что надо бы уж как-нибудь составить представление. Но отчасти потому. что социально-экологическая фантастика и романы-эпопеи не в числе моих приоритетов, главным же образом по причине любви автора к трилогиям, все не решалась. На три романа подряд нужно серьезно настроиться: ну, как не пойдет? Тогда либо бросай после первого и думай: "эх, слабо тебе", либо мучай себя чтением через не могу.

"Аврора" оказалась тем, что доктор прописал. Объем меньше пятисот страниц, про космическое путешествие (если о чем и мечтать в условиях самоизоляции, то пусть по высшему разряду), которое на поверку оказывается жесточайшим из возможных вариантов той же изоляции - попробуйте просидеть в замкнутом пространстве три сотни лет, чтобы детям вашим, внукам и правнукам до двадцатого колена светило в точности то же. Представили? То-то же! И "Аврора" оказалась лучшей твердой фантастикой, какую мне вообще доводилось читать.

Здесь нужно пояснить: подавляющее большинство книг, позиционирующихся как крепкая (или твердая) фантастика, глушат читателя наукообразием, как рыбу динамитом. Плевать, что львиная доля реалий не выдерживает никакой критики с точки зрения специалистов. Авторы делают ставку на то, что в массе поклонник не обременен базисными знаниями в области ядерной физики и молекулярной химии, скармливая ему тонны наукообразной мути, приправленной психоделикой и/или потоком сознания. "Аврора" сделана по в-точности-наоборот принципу. Здесь научная составляющая четкая и точная, изложена предельно доступным языком, без примитивизации, но и без натужного наукообразия. Ясно, позволяет понимать концепцию и обосновывает мотивации, не отвлекая от основной истории.

Итак, о чем книга. В XXVI веке с орбиты Сатурна отправляется космический корабль к Тау Кита, расположенной от Земли на расстоянии двенадцати световых лет. Полет со скоростью примерно десятая от скорости света длится к моменту начала повествования сто пятьдесят девять лет, за это время на корабле сменилось семь поколений, нынешний его экипаж насчитывает две тысячи сто двенадцать человек, живущих в двадцати четырех биомах - локальных отсеках корабля, воспроизводящих климатические зоны Земли. Они и называются так же: Гренландия, Новая Шотландия, Сенегал etc Собственно, цель путешествия даже не планета, а луна Е (планетная система обозначена латинскими литерами) - Аврора.

На корабле строго регулируется рождаемость, до получения права на ребенка колонисты стерильны. Еще обязательная практика - регулярная смена местоположения каждые два-три года. В остальном они не стеснены, биомы просторны и позволяют воспроизводить земные производственные циклы для одноименных районов: Аргентина специализируется на скотоводстве. Вьетнам - рис. Да, существуют проблемы, все предусмотреть невозможно, в биоценозе корабля в последнее время излишек соли, но дефицит фосфора. И так постоянно что-то выходит из строя. Благо есть Дэви.

Она главный инженер корабля, технический гений с потрясающе быстрым нетривиальным мышлением. Люди идут к ней со всеми проблемами и такое чувство, что она несет на себе все заботы этого локального мирка. Дочь ее, Фрея не такая, по призванию скорее социолог, но материнский уровень готовности принять ответственность за происходящее на корабле девушка унаследовала. А после смерти матери частично перенимает ее роль неформального лидера. А полет, меж тем, завершается, Аврора оказывается дикой и прекрасной, с пригодной для дыхания атмосферой, обилием воды и даже смесью лесса с илом, из которых относительно легко будет сформировать почву.

Тут все и начнется. Потому что это примерно четверть книги. Нет, я не буду пересказывать, скажу только, что все окажется совсем не таким, как представлялось. И что в свете нынешних карантинных будней, написанная пять лет назад книга обретает немыслимую актуальность. И что все время это будет очень интересно, несмотря на отсутствие ужасающих омерзительных подробностей, которыми литераторы любят привлекать внимание публики. Здесь ни выраженного конфликта, ни даже любовной истории нет. А не оторваться. Уникальная книга, потрясающий автор.

Источник

Комментарии


Вы умеете залихорадить книгой. Живая рецензия, хочется прочитать. Я аккуратно стараюсь с фантастикой. 13 лет назад меня удивила книга Мэри Расселл "Птица малая". Там камерная ситуация - космический перелёт к новой планете в миссионерских целях. Написано очень интересно, хоть и не без косяков. Но я тогда начитался "Футурологии фантастики" Лема и всю фантастику зарубал как не проходящую фильтр. Сейчас Лем подзабылся. Может, рискнуть? Спасибо Вам, это крайне интересно.


Я как раз к Лему очень без восторга, никак он мне не пошел, ни в юности, ни вот недавно, когда слушала на польском "Katar". Не попробуешь - как узнаешь. "Аврору" много ругают, я видела, но как по мне - книга замечательная.

Я теперь читаю "Годы риса и соли" Робинсона, вообще крутая книга, мир, где чума уничтожила не тридцать процентов населения Европы, а девяносто девять, европейские города, спустя лет двести, заселяют турки и китайцы, христианства нет, есть взаимовлияющие и взаимопроникающиеся буддизм и ислам. Америку не открывали, там все развивается собственным путем.


Я не читал в сознательном возрасте художку Лема. "Футурология фантастики" - это литературоведческое фантастиковедение. Лем перечисляет законы жанра научной фантастики и указывает, что все писатели-фантасты эти законы нарушают, очевидно, кроме него...))) Фильтр очень умный и Лем хорош как исследователь, как писатель он мне не очень интересен. Вообще не важно кто и что ругает или хвалит, важно наше восприятие того и другого и самого текста. И если "Аврора" - скорее всего не моя книга, то уж "Годы риса и соли" обязательно прочитаю..., если найду в бумаге. Не найду... Вы же в оригинале читаете? Спасибо Вам.


Да, только она еще пока без русского перевода.
Поди ж ты, как интересно, читать нон-фикшн, не читая художку знаменитого писателя. Не, я проще устроена. Подростком попробовала "Солярис" и "Йона Тихого" - и как бабушка отшептала, на пушечный выстрел к Лему не приближалась после до прошлого года, а прошлогодний "Насморк" показался украденным у Стругацких - много пересечений с "Хищными вещами века" После знающие люди объяснили, что повесть он сделал из своего же рассказа, который все-таки раньше "Вещей..." появился. Но все равно, не мой он.


Ну, бывает такое... Русско-польские отношения - штука небезынтересная. Русское и польское мировосприятия слишком разнятся. Я, кроме Хмелевской и Ежи-Леца не дочитал ни кого из поляков. Просто в "Фф" Лем выступает как учёный и мыслитель. Утверждает он бесспорные вещи и иллюстрирует, что в фантастике ни один из писателей не соблюдает внутренней логики жанра. Я часто умничаю задним числом, но мне кажется, что это я понимал и до него, просто у него это выражено более полно, чётко и структурировано. Фактически "Фф" - это манифест научной фантастики.


Понятно, интересно. Может быть когда-нибудь прочту. Я за последний месяц польского перечитала, оно у меня уже в ушах плещется. Дукай классный, но слишком хорошо - тоже нехорошо


Иногда слишком хорошо на удивление хорошо. У меня так с Ковалем вышло. Дукая добавил к себе пока "Иные песни" и "Лёд". Хочу прочитать и сравнить впечатления с Вашими.


Вы знаете, да, с Ковалем у меня то же, что у вас было. Так получилось, что сначала послушала его рассказы говорилкой, ну, синтезатором. Вспоминала из детства, из юности, почти плакала. А спустя пару месяцев досталась мне аудиокнига Князева с теми же рассказами, хотя там было больше. И снова слушала, смеялась, плакала. А с "Грозой над картофельным полем" (так, кажется) сидела, стиснув кулаки и бормотала: "Оживи, оживи, оживи..."

А с "Институтом" Кинга того же не случилось, хотя Кинга люблю всем сердцем, и роман этот очень понравился, когда полгода назад на английском еще читала. А тут вышло в отличном переводе и исполнении, переслушала - и не торкнуло ни разу. Написала невразумительное бе-ме, самой стыдно было за такой отзыв.


Да, я помню - парень с гитарой... Ну, есть, мне кажется, прекрасные писатели для головы - тот же Кинг, например и для сердца - как Коваль. Есть писатели "тихие" как Коу, Флэгг, Бажов или Писемский и "шумные", как Коваль, Шергин и Писахов. И Кинг разорвать душу не может, так как нацелен на другое. Ещё некоторую роль играют наши реалии, пересечения и попадания.


Хм. Интересно. Но мне Кинг и уму и сердцу.


Ну, я несколько сгустил и обобщил. Но Кинг, мне кажется, пишет от головы. В его историях мало тепла, эмоций много - тепла мало. Он затрагивает и теребит..., но не то и не так...


Мы разные, что вам эмоции, мне - тепло и свет.


Мы - разные. Пусть так...


а как же Сапковский? :)


В далёком созвездии Тау-Кита
Всё стало для нас непонятно:
Сигнал посылаем "вы что это там?",
А нас посылают обратно.


Конгениально!