Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

20 апреля 2020 г. 17:42

4K

2 «Крым тоталитарный».

А вам бывает совестно ставить низкие оценки классическим произведениям? Мне, обнаружь я свое неприятие при чтении знаменитой и всеми расхваленной книги, становится как-то не по себе. Возможно, я не понимаю что-то. Вполне может статься, ума или чувства внутреннего не хватает, чтобы проникнуться. Писатель, классик признанный, старался, душу себе рвал, а я зеваю, ничего мне не хочется.

Но нынче мне не совестно, вот нисколько. Писатель Иван Шмелев неприятен мне, более того – я чувствую, что он враждебен мне, и мне хочется от него заслониться. Начиная читать «Солнце мертвых», я ничего о нем не знала. И вот черт меня дернул после трех-четырех глав книги лезть в интернет с интересом, как же прожил жизнь сей Иван Шмелев. Прочитай я его биографию раньше, книгу бы его в руки не взяла – уж больно я брезгливая. Но дочитать, дочитать же нужно, раз взялась!..
картинка ShiDa

«Гордые вожди масс, воссядете вы на костях их с убийцами и ворами и, пожирая остатки прошлого, назоветесь вождями мертвых».

Лгут аннотации, обещающие читателю «одну из самых трагичных и в то же время поэтичных книг в мировой литературе XX века». Трагизм и поэтичность предполагают вовлеченность, а сама книга усиленно сопротивляется, и читать ее невыносимо вовсе не из-за «страшных» сцен (их максимум две на весь текст, и то Шолохов выше на все туловище), а из-за затянутости повествования.

Книга, по сути, – это сборник разрозненных баек о каких-то лишенных индивидуальности людях. Есть, конечно, главный герой, но он так же безлик. Кто таков? Что в прошлом было? Мечты были? Близкие были? Как в Крыму оказался? Откуда хозяйство?.. Шмелев пренебрегает раскрытием главного героя. Это какой-то мужчина. Возраст? Имя? Характер?.. Зачем? Но как, извините, можно сочувствовать картонке? Как можно сопереживать персонажу, о котором вы так ничего и не узнаете?

И вот этот плоский герой с шаблонными мыслями посещает различные локации и болтает со случайными NPC. Шмелев хотел так добиться «объема» (и свою книгу назвал «эпопеей», что показывает его амбиции), но в итоге у него нет ни одного цельного персонажа. Герои у Шмелева появляются либо с жалобами на голод, либо с проклятиями в адрес новой власти. А потом они благополучно исчезают, растворяются, словно их и не было. Спрашивается, как им можно сопереживать? С таким же успехом писатель может писать книгу о войне без внимания к участникам событий, споря с классической военной прозой (советской и иностранной). «…А зори здесь тихие», в которых место девчонок займут лишенные чувств юниты из компьютерной игры – как вам?
картинка ShiDa
Есть и откровенно странные моменты. Скажем, главный герой голодает, но при этом имеет живность. Да и вообще как-то много скота в книге, и это в худшие для Крыма годы, каждый второй – с коровой, с козой, с овцами, с курицами и индюшками. Я, житель городской, вот не представляю, как можно голодать, имея хозяйство. В Ленинграде в свое время даже крыс ели, и за счастье это было.

«– Люди теряют честность! Это был самый правоверный татарин. А вчера резал барашка и не дал даже головку…
Потом сообщает об ужасном человеке:
– Дядя Андрей… этот ужасный! Выпустил поросенка в сад, и вся наша картошка взрыта».

Есть и отвратительные моменты с главным героем. Скажем, у героя курицу убили, но съесть ее еще можно, мясо все-таки. Герой подбирает свою курицу и идет ее хоронить. В это время:

«Трещит плетень, глядит из-за плетня Яшка.
– Так лучше бы мне отдали!
Он прав, пожалуй. Не все ли равно теперь: земля или брюхо Яшки? Земля – лучше, земля покоит.
Я вижу его глаза, заглядывающие под камень. Идущие глаза. Когда стемнеет, я выну ее и схороню в Виноградной балке».

После такого верить Шмелеву с его сетованиями на голод не хочется. Мясо они закапывают… Боюсь вообразить, как бы он блокаду описывал. Вообще создается впечатление, что сам Шмелев голода в глаза не видел. Голод – это не отсутствие трехразового питания, знаете ли. Голод – это когда от недоедания еле ноги волочишь, потому что слабость и голова кружится; когда сил нет не то что на разговоры, а даже на мысли. А у Шмелева все здоровы, бодры, откуда-то силы по окрестностям гулять, по деревьям лазать. А если умирают, так вне текста, без подробностей.

Что касается идеологической части, то все у Шмелева, извините, топорно. И не странно, что он потом стал фашистом, работал в прогерманской газете и получал хорошие деньги, и это в разгар Второй мировой, сидя в оккупированной Франции. Высказывания автора:

«30.VI.41. Я так озарен событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной…»

«Ведь вчера был день… преп. Сергия Радонежского России покровителя. Я ждал… Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался... Я услыхал фанфары, барабан - в 2 ч. 30 мин., - специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены... идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает. Божье творится не нашими путями, а Его, - невнятными для нас».

Если вы не поняли: нацисты у него – герои и с ними Сережа Радонежский, и жаль, что они не всех коммуняк противных поубивали. Зачем это, спросите?
картинка ShiDa
Дело в том, что данная книга Шмелева на удивление тоталитарна. У Шмелева всего одна тропа – и она правильная. Свою правду он вбивает, словно молотком работает. Это вам, знаете ли, не Шолохов, у которого все виноваты и все жертвы. Шмелев еще любит обращаться к читателю с презрением, злобно тычет того носом в «жуть» и приговаривает: «Вот, полюбуйся! Ты-то счастлив, сыт, и гореть тебе в адском пламени!» Нет иной точки зрения, нет объяснения, логики происходящего. Нет рефлексии в духе: «А почему случилась революция?» У Шмелева в голове какая-то мифическая солнечная Россия, искренняя и добрая, с золотыми куполами, летными купаниями. Катайся на санках, ужинай в ресторанах, поезжай в Европу по первому желанию. И тут в этот удивительный мир ворвались какие-то неумытые орки, чего-то стали требовать. И главное (грех в глазах Шмелева) – отказались умирать за царя на полях Первой мировой! Ах, позорники! Жизни свои жалеют! Нет бы воевать и работать, а в остальное время бить поклоны в церкви. А они бунтовать стали, голод нам устроили, с «белыми» разругались!

Именно потому, что я отрицательно отношусь к любым перегибам, в т.ч. советским, я не могу принять точку зрения Шмелева. Тем более его «гуманизм» в разоблачении жестокости «красных» потом не помешал ему поддержать жестокость «коричневых». Странно-то, получается, г-н автор. Прекрасно рассудили: когда меня бьют, я кричу о несправедливости, а коли бью я, то все по чести, правильно и нравственно. Ага, ага. Лицемер вы, батенька. Почитаешь вас и похожих на вас – и поймешь внезапно, отчего Ленин интеллигенцию терпеть не мог. Вот за это желание хорошо устроиться при любой власти и злобу, вашу злобу – если не получается. Ну да бог с вами.

Прочитано в рамках "Игры в классики" (14 тур) и игры "Мужчина и женщина" (11 тур).

Комментарии


"Но дочитать, дочитать же нужно, раз взялась!.." - вопрос можно? Перед кем такая обязанность дочитать? Столько книг ждёт Вашего внимания! Зачем тратить Ваше драгоценное время на столь одиозную вещь? ))
Нервные клетки не восстанавливаются... ))


Дык по играм же читала. Тем более сама хотела прочитать, сама заявляла эту книгу в играх. До конца еще надеялась на чудо - классика же. А вдруг? ((((


"Дык по играм же читала" - это, что под дулом револьвера? )) И бросить нельзя недочитанной? ))
Я "Улисс" уже лет десять бросаю )) Пока только до 200-ой страницы дошёл... Тоже классика ))


"Улисса" я, может, тоже бы бросила. )))


Спасибо за поддержку ))
А то никак не дочитаю...


Я в Вас верю. ))


Вот! Так и появляется мотивация что-то непременно дочитать )) Мне будет стыдно не оправдать Ваше доверие ))
10 лет не мог, а тут вдруг получится...


Я буду ждать от Вас прекрасную (я уверена, у Вас иначе не бывает) рецензию. Удачи Вам. )))


У Зощенко в одном рассказе герой вспоминает, как в гостинице видел плакат "Спи скорее - твоя подушка нужна другому!" Читая Ваши рецензии, такие яркие, живые, эмоциональные, мне хочется сказать: "Читайте скорее - Ваши рецензии нужны другим!" Это правда!
По поводу Шмелёва: советовать читать его "Лето господне" я Вам не буду (знаю по себе, что, когда от автора по каким-то причинам воротит, то ни одно его произведение не воспринимается, меня так на Рубиной "перемкнуло"). А вот Марка Алданова с трилогией "Ключ", "Бегство", "Пещера", пожалуй, порекомендую. Это очень объемно, сложно и не быстро, но интересно. Просто на заметку.


Спасибо Вам за комплимент.

А вот Марка Алданова с трилогией "Ключ", "Бегство", "Пещера", пожалуй, порекомендую.

Давно положила на него глаз.
Надеюсь, Вам понравится моя рецензия на "Семью Карновских". Мне очень нравится роман Зингера, который Вы посоветовали. Спасибо.


А я думал что "анекдот" про подушку из времён студенчества)
А оно вот как..
И полностью присоединяюсь к вам с овациям на чудесные рецензии Даяны ( Даян, не красней если это читаешь).
А Алданова кстати и Набоков ценил.


Ох, какое начало, Даян) Нагайку бы тебе в руку...)
И правда, эдакий эстетический стыд есть, когда "выносишь приговор" классическим и высоким вещам.
Вот у Набокова была озорная лёгкость в этом смысле: он как школьникам выставлял оценки писателям.

Это какой-то мужчина. Возраст? Имя? Характер?.. Зачем? Но как, извините, можно сочувствовать картонке? Как можно сопереживать персонажу, о котором вы так ничего и не узнаете?

А знаешь, Даян, тут уже может разниться климат внутреннего прочтения и писательский климат.
Даже не думай про свои чувства и ум, у тебя с этим более чем хорошо. Просто так бывает, к тому же... биография автора присоседилась к твоим чувствам.
Знаешь о чём я подумал? Что сказал бы Толстой о таком методе изложения, о прозрачности героя, почти призрачности его? Он ведь выступает эдаким призраком неприкаянного прошлого ( как я понял, хотя читал давно), и многие на это просто не обращают внимание.
А у Толстого в его Воскресении есть подобный персонаж. Забавно...

С таким же успехом писатель может писать книгу о войне без внимания к участникам событий, споря с классической военной прозой (советской и иностранной). «…А зори здесь тихие», в которых место девчонок займут лишенные чувств юниты из компьютерной игры – как вам?

Да, что-то такое и правда есть...
Слушай, Даян, я тут подумал.. а если Шмелёв захотел создать эдакий образ Одиссея спускающегося в Аид? Тогда эти безличные тени с жалобами - символичны.
Как тебе эта идея?
Только сейчас пришла в голову...

После такого верить Шмелеву с его сетованиями на голод не хочется. Мясо они закапывают… Боюсь вообразить, как бы он блокаду описывал. Вообще создается впечатление, что сам Шмелев голода в глаза не видел.

Самый меткий удар нагаечкой...
Хм... думается, что Шмелёв тут переборщил со своей религиозностью и искусственностью чувств "по-линеечке", желая вывести некую идею. А так в искусстве можно и похоронить эту идею и саму красоту, достоверность чувств.

А у Шмелева все здоровы, бодры, откуда-то силы по окрестностям гулять, по деревьям лазать. А если умирают, так вне текста, без подробностей.

Чёрт... моя теория с Одиссеем и Аидом летит ко всем чертям)

И не странно, что он потом стал фашистом, работал в прогерманской газете и получал хорошие деньги, и это в разгар Второй мировой, сидя в оккупированной Франции. Высказывания автора:

Даян... вот я дубина. Я уж и забыл об этом факте в жизни Шмелёва.
И тут снова виноват его фанатизм религиозный и... не только.
У него очень нежная вещь есть - "Лето господне" о взгляде ребёнка но дореволюционный и пасторальный мир Руси.
Но вот эта категоричность мысль, это курсивное эго, мстительное и ослепшее ради себя же, готовое проклянуть ту судьбу, которую выбрала страна, страну считай проклянуть и примкнуть к чему угодно, дабы удовлетворить свою слепую месть. Это подло...
Хотя.. в то время такой кавардак был в истории и душах.
Ты Гамсуна не читала? Он как и Шмелёв...

Дело в том, что данная книга Шмелева на удивление тоталитарна. У Шмелева всего одна тропа – и она правильная. Свою правду он вбивает, словно молотком работает. Это вам, знаете ли, не Шолохов, у которого все виноваты и все жертвы. Шмелев еще любит обращаться к читателю с презрением, злобно тычет того носом в «жуть» и приговаривает: «Вот, полюбуйся! Ты-то счастлив, сыт, и гореть тебе в адском пламени!»

Даян... мне вот интересно, многие ли в своих рецензиях так чутко подметили это всё?
Молодец.

У Шмелева в голове какая-то мифическая солнечная Россия, искренняя и добрая, с золотыми куполами, летными купаниями. Катайся на санках, ужинай в ресторанах, поезжай в Европу по первому желанию. И тут в этот удивительный мир ворвались какие-то неумытые орки, чего-то стали требовать.

Ага.. у ребёнка отняли сверкающую игрушку, и он... другой игрушкой по головке другого ребёнка и не только..

Концовка рецензии мощная... тут даже выделять не хочется.

Даян, огромное спасибо за такую редкую по чуткости прочтения рецензию.


Вот у Набокова была озорная лёгкость в этом смысле: он как школьникам выставлял оценки писателям.

Я не так талантлива, как Набоков, поэтому нет у меня этой легкости. Но как многие, кто пытается быть писателем, я злая. )))

Знаешь о чём я подумал? Что сказал бы Толстой о таком методе изложения, о прозрачности героя, почти призрачности его?

Интересно, но трудновыполнимо. Между прозрачным и непрописанным же такая большая разница. Желательно, чтобы другие персонажи были полнокровными, как у того же Толстого.

Хм... думается, что Шмелёв тут переборщил со своей религиозностью и искусственностью чувств "по-линеечке", желая вывести некую идею. А так в искусстве можно и похоронить эту идею и саму красоту, достоверность чувств.

Согласна полностью.

Чёрт... моя теория с Одиссеем и Аидом летит ко всем чертям)

Я не виноватая, он сам... )))

И тут снова виноват его фанатизм религиозный и... не только.
У него очень нежная вещь есть - "Лето господне" о взгляде ребёнка но дореволюционный и пасторальный мир Руси.
Но вот эта категоричность мысль, это курсивное эго, мстительное и ослепшее ради себя же, готовое проклянуть ту судьбу, которую выбрала страна, страну считай проклянуть и примкнуть к чему угодно, дабы удовлетворить свою слепую месть. Это подло...

Боюсь, в реальность "Лета Господня" я тоже не поверю. Сам-то Шмелев уж точно рос не в пасторальном мире. Мать у него была очень жестокая, била его постоянно. Да и жили они, судя по всему... Я не против фантазий авторов, но я не люблю, когда автор бьет себя в грудь кулаком с заявлением: "Все было так!" Шмелев любил не реальную Россию, а свое представление о ней. Он любил не своих соотечественников и вообще людей, а свои образы, приятные и красивые (детская травма, может быть?). Отсюда столько злобы, он злился на мир, который не соответствует его представлениям, и хотел ему отомстить. Кстати, сами нацисты явно руководствовались этими же мотивами - мести миру, который так несправедлив к ним, который так неоправданно жесток. Гамсуна, к слову, не читала. Но Гамсун хотя бы не отступал, после Второй мировой прямо сказал: "Да, я сочувствовал Гитлеру". А Шмелев, наоборот, стал отнекиваться, врал всем, что он был антифашистом, но от него почти все отвернулись. Гамсун хотя бы не лицемер.

Даян... мне вот интересно, многие ли в своих рецензиях так чутко подметили это всё?

Не возьмусь оценивать другие рецензии (разводя руками).

Даян, огромное спасибо за такую редкую по чуткости прочтения рецензию.

Тебе спасибо за понимание, Саш. Я уж подумала, что меня, наоборот, ругать станут: дескать, ничего не поняла, дурная-то какая. ))


Я не против фантазий авторов, но я не люблю, когда автор бьет себя в грудь кулаком с заявлением: "Все было так!" Шмелев любил не реальную Россию, а свое представление о ней. Он любил не своих соотечественников и вообще людей, а свои образы, приятные и красивые (детская травма, может быть?). Отсюда столько злобы, он злился на мир, который не соответствует его представлениям, и хотел ему отомстить. Кстати, сами нацисты явно руководствовались этими же мотивами - мести миру, который так несправедлив к ним, который так неоправданно жесток.

Тонкий ты человек, Даян)
Да, у Шмелёва есть эта "гжель паточная" в его лирических вещах ( ты это и по солнцу наверно заметила).
Что касается Гамсуна... да, он честен был.
Но он вообще был германофилом с детства.
Читал воспоминания его сына о нём: прелестная вещь.
Там описывается в конце жизни несчастный, старый человек, обманувшийся, помещённый в больницу и отверженный...

Я уж подумала, что меня, наоборот, ругать станут: дескать, ничего не поняла, дурная-то какая. ))

Ну... ругать, ещё чего)
Единственное, Даян, у меня к тебе иногда есть одна претензия: у тебя вкусные рецензии, и иногда жалко.. что они так скоро заканчиваются)

Спасибо ещё раз)


Тонкий ты человек, Даян)

Не-а. Просто темой этого занимаюсь - и все.

Единственное, Даян, у меня к тебе иногда есть одна претензия: у тебя вкусные рецензии, и иногда жалко.. что они так скоро заканчиваются)

Взаимно. Но я не умею впечатления растягивать. Чем короче, тем лучше - у меня это уже привычка. )))


Не-а. Просто темой этого занимаюсь - и все.

Это хорошо, когда в чём-то одном человек особенно тонок, а в остальном... просто нравственно и эстетически - строен)
Даян, просто со стороны видно, что многие твои мысли и вне исторического фона - тонкие.

Но я не умею впечатления растягивать. Чем короче, тем лучше - у меня это уже привычка. )))

Да, краткость - сестра таланта...
Если честно, твоим рецензиям я по хорошему завидую: в них прелестный баланс глубины, анализа, чувства от произведения.
А у меня.. какие-то гумилёвские жирафы рецензий ходят и пугают людей, прячась иногда головой за облака... )
Ещё раз хотелось бы попросить прощения за такие длинные рецензии у меня, Даян.


Ещё раз хотелось бы попросить прощения за такие длинные рецензии у меня, Даян.

Я за индивидуальность, Саш. Пусть они будут... любыми - длинными или короткими, милыми или мрачными, реалистичными или фантастичными. Главное - искренними, это лучше всего. Я против того, чтобы загонять себя в шаблон, это вредит творчеству. Тем более нравиться всем невозможно, как ни растягивай или сокращай.
Похвалы оставляю без комментариев. Не надо меня баловать. )))


Уже пару лет никак не собирусь прочитать Шмелева. Теперь, пожалуй, отложу на несколько лет...


Спасибо за доверие. ))


По молодости, в 90-е, когда у нас стали издавать Шмелева, брался и за "Солнце мертвых", и за "Лето господне", и то, и другое бросал страниц через 30, понимая, что не готов к таким текстам. Меня останавливал стилистический барьер. Крест на авторе не ставил тогда, не поставлю и сейчас, но Ваша рецензия близка к тем ощущениям, что я испытывал при чтении. И спасибо за обстоятельность, сам стараюсь не писать "проходных" рецензий, поэтому всегда радуют такие качественные разборы.


Спасибо большое.


Даяна, классик это Горький, а Шмелев - просто... Г... )) С моей точки зрения, гораздо интересней, кто его сейчас издает. Сдается мне, что "Люди, стрелявшие в наших отцов, строят планы на наших детей".


Даяна, классик это Горький

Я как раз первую свою вещь у Горького закончила, маленькую-маленькую - "Старуху Изергиль". Мне понравилось, отлично написано. ))
В случае со Шмелевым я не так категорична, мне он не нравится именно с идеологической точки зрения - все эти однобокие размышления о красных, идеализация интеллигенции и проч. Но как писатель, я думаю, он не плох. Возможно, то же "Лето Господне" у него хорошее, но я вряд ли до него доберусь просто из-за антипатии к автору.


В литературе, я думаю, великое как раз лучше всего становится видно в малом)) Чем меньше выбранный объем произведения, тем сложнее его написать)) Горький свои рассказы переписывал до бесконечности, шлифуя действительно до каждого слова, и пока последнее слово не было подобрано и не вставало на свое место, не нес их в печать.
"Старуха" - раннее произведение, на сколько я помню, вышла в первом крохотном двухтомничке, который, кстати, сразу же принес Горькому славу Великого Писателя. Думаю, теперь ты знаешь почему )) Кстати, тебя, как человека интересующегося ролью и местом интеллигенции, возможно заинтересует пьеса Горького "Дачники". Она как раз об интеллигенции (о ненаучной ее части). И с самого момента своего рождения она была одной из самых спорных вещей Горького. Когда она впервые была поставлена в театре Комиссаржевской, она в самом буквальном смысле слова расколола театр: партер и галерка чуть не подрались ))) И все-таки это был успех) Автор и актеры получили овацию большинства публики. Хотя в партере оказалось много из тех, кто пришел посмотреть новую пьесу самого популярного в то время автора и неожиданно увидел себя на сцене, в виде... ну скажем, совсем уже безо всяких прикрас)))


Забавная история о постановке. ))) Горького в любом случае я не заброшу, но хочу сначала "На дне" прочитать.


А с постановкой "На дне" история была еще смешнее) я бы сказал траги-криминально-комическая: как Станиславский, Немирович-Данченко и несколько их актеров главных ролей, под предводительством Гиляровского ходили ночью по притонам и ночлежкам Хитрова рынка в поисках натуры)) Натуру они нашли, но за бутылкой водки с нею повздорили, и только пятиэтажный мат Гиляровского спас основоположников современного театра от понажовщины )))


Прочитай я его биографию раньше, книгу бы его в руки не взяла

Уверены, что прочли полную его биографию, а не крайне злобный и односторонний пасквиль, которые в последнее время любят публиковать известные личности? Просто как давний читатель автора, освоивший и его полное собрание сочинений, и много вариантов био, могу сказать - не все публикации о Шмелеве действительно хороши и полезны.

сама книга усиленно сопротивляется, и читать ее невыносимо

Ясно ) Вам не зашел стиль, бывает.

у него нет ни одного цельного персонажа

В потоке сознания измученного человека искать цельных персонажей - дело зряшное.

Герой подбирает свою курицу и идет ее хоронить.

Член семьи. Не смог съесть сам или отдать на съедение другому.

А у Шмелева все здоровы, бодры, откуда-то силы по окрестностям гулять, по деревьям лазать. А если умирают, так вне текста, без подробностей.

Шутите? Да там подробностей столько, что от запаха смерти не продохнуть.

все у Шмелева, извините, топорно. И не странно, что он потом стал фашистом


У Шмелева всего одна тропа – и она правильная. Свою правду он вбивает, словно молотком работает.

Каждый имеет право на свою точку зрения и методы ее защиты. И у каждого из нас точка зрения может измениться на противоположную под давлением обстоятельств.
У меня духу не хватит осуждать за фашизм человека, которого большевики в прямом смысле замучили заживо. И Шмелев в итоге признал свою неправоту, просто его никто не захотел выслушать.
Но из осуждавших его - большинство кануло в небытие, а вот его книги - на полке классики.

Нет рефлексии в духе: «А почему случилась революция?»

У него этих рефлексий - выше крыши и в до-, и в послереволюционном творчестве. Доверчив был человек, увы. Верил большевикам - получил крах, верил Гитлеру - получил крах.

я отрицательно отношусь к любым перегибам

Не поверите - я тоже их терпеть не могу ))

Не ваша книга, не ваш автор, ОК. Только посоветую в отношении писателей-эмигрантов: их био тоже не читайте, иначе придется все книги просто выкинуть в мусорку )


"Человеку с замкнутой душой, который не желает пускать художника в свою глубину, самодовольному и сухому педанту, который не может или не хочет покидать свое обычное «жилище»; или тому, кто имеет для искусства только холодное, чисто бытовое или эротически-любопытное воображение, предоставляя художнику играть с ним или забавлять его, — такому человеку не удастся воспринять Шмелева, как не удастся ему воспринять ни Достоевского, ни Э. Т. А. Гофмана. И, может быть, было бы лучше, если бы он совсем не читал Шмелева и, главное, воздержался от суждений о нем".
И. Ильин
Читайте что-нибудь попроще, и все будет у вас хорошо.


Достоевский, Гофман, это что за NPC? 



Надо же, как красиво один фашист стелит соломку под другого фашиста.


Что мешает любить Гофмана и не любить Шмелёва, к примеру?


Божье творится не нашими путями, а Его, - невнятными для нас.

какая есть удивительная в некоторых людях способность отождествлять себя с неким Высшим Смыслом.......


Сейчас прекрасно видно - кто здесь продается