Больше рецензий

18 апреля 2020 г. 14:00

606

5 Мерзость, которая ненавязчиво ведет за собой, предлагая окунуться в нее с головой. И когда кажется, что хватит - еще не хватит.

Джон Апдайк сумел создать гнетущую атмосферу из ничего. Только очень искусный писатель может создать такую мерзкую циничную историю, не используя никакие классические клише абсолютного зла. Тут нет явно отрицательных героев, какими мы привыкли их видеть - но есть один настолько омерзительный персонаж, что на протяжении всей книги я ненавидела его сильнее, чем многих классических отрицательных героев. Кролик поразил меня сгущенными в нем мерзкими, низкими качествами. Он словно средоточие всех мелких обывательских пороков. При этом, как неоднократно подчеркивается в книге, "Кролика все любят". Вот уж правда.... и священник, и Жена, и Любовница, и родители, и теща с тестем - все так или иначе принимают его и любят. Вот он, дьявол во плоти. Все понимают, что он омерзительный, никчемный, мелкий, гадкий - и не могут без него. Никто не может отрешиться от него окончательно. На протяжении всей книги Кролик Энгстром - никакой. Он надевает маску то невинной жертвы, то простачка, то умника, но всеми своими поступками он показывает, насколько он гнилой внутри. Или пустой? Вот Апдайк сыграл с нами в игру - поверим ли мы Кролику? Вот он вроде сама невинность, жертва, и даже чувствует раскаяние - но это лишь очередная маска. Только проблеск сознания - и снова Кролик бежит от всего, по пути ломая жизни окружающих. Ох, как противно было читать о его похождениях, вызванных лишь похотью и какими-то глубинными комплексами, оставшимися еще со школы. Мне было тошно от поведения Кролика, от его мыслей, действий. Но читать дальше хотелось! Хотелось узнать, насколько далеко зайдет это все. И оно зашло.... Я благодарна автору за такую яркую картинку, за вызванные у меня яркие эмоции. Хотелось встряхнуть главного героя, дать пинка, вычеркнуть его из жизни всех остальных героев, раз они не могут это сделать. Даже казалось, может Кролика нет? Может, он метафора, преследующая других героев? Их ожившие пороки? Одним словом, яркий образ нарисовал Апдайк, как по мне. От мыслей и слов, от действий героя бросает в дрожь.
Отдельно отмечу зацепивший меня стиль повествования - детальнейшие описания совершенно сторонних вещей! То, что должно было стать незаметным штрихом для формирования фона для действий героев - описывается так подробно, что диву даешься. Посудите: описать официантку в кафе вплоть до упоминания "черного треугольника лифчика" на ее спине. Такие вот отвлечения автора от главного повествования приводили меня в восторг - это добавляет какого-то трагического фарса в итак тяжелое, давящее повествование. Кажется, что ты находишься в вакууме, воздуха нет, есть только липкое нечто, которое льется на тебя, искажаемое этими детальными описаниями каких-то не значимых вещей. Восторг!!! Апдайк зацикливается на таких незначительных деталях - и утягивает тебя за собой в эту пучину мерзоости главного героя. Вплоть до отвращения. Описание кожи героини в бассейне, ног тещи, рук старухи, глаз, глаз, глаз... Словно вместе с героем вы видите все в новом , непривычном, искаженном свете, и созерцаете не интерьер комнаты, в которой очутились, а вены на ногах старухи. Я перечитывала по нескольку раз эти детальные описания, настолько они погружали в атмосферу, детально описанную автором в самых неожиданных местах. Мерзко, бесит, раздражает и неимоверно цепляет.
Спасибо Апдайку за эту картину. Спасибо за одного из самых отвратительных главных героев. Пошел ты на ...., Кролик. Туда тебе и дорога.