Больше рецензий

manic_jason

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2020 г. 06:41

652

5 Впала в какой-то мыслительный коллапс после сия труда, но это что-то нереальное, право

"Монадология" Лейбница - учение о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Основа мира – Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание от разума Бога. Монадой является и сам Бог, который может влиять на частицы. Монады не влияют друг на друга и это простые субстанции. Но сложное и должно состоять из простого. Монады не имеют частей, они нематериальны и называются Лейбницем «духовными атомами».Состояния монад бывают сознательными и бессознательными, причем не осознаются они в силу своей «малости». Сознание, впрочем, доступно не всем монадам. Рассуждая на эту тему в антропологическом контексте, Лейбниц допускал возможность влияния бессознательных представлений на поступки людей. Моделью монады для него выступает понятие человеческой души. При этом человеческие души, как таковые, занимают лишь один из уровней мира монад. Они имеют три уровня: высший, средний, низкий. Высшая монада – Бог. Низшие монады - «голые» - «спят без сновидений» и образуют неорганическую природу. Но в соответствии с системой Лейбница, низшая монада отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду. Значительно более интенсивную форму проявления жизненной силы в метафизике Лейбница составляют монады-души. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением и по своей сути - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние. Монады животных обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием, а монады человека (души) - сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
Лейбниц был уверен, что все монады, кроме Бога, связаны с телом. Смерть не разрушает тело, она есть только его «свертывание», так же как рождение - «развертывание». Тело - это государство монад, идеальным правителем которого является душа.

****

Интересен факт, что Лейбниц встречался с Петром I, когда тот был за границей инкогнито. Но не Петр впечатлил ученого, а шведский король. На него, как на просвещенного монарха, возложил надежды философ, пожелав ему раздвинуть границы до Амура. Но Карл был разбит Петром и к наукам оказался равнодушен. Вторая встреча с русским монархом, перевернула мнение ученого. Петр проникся идеями Лейбница и их переписка, а так же встречи стали носить систематический характер