Больше рецензий

litrosfera

Эксперт

Кексперт Лайвлиба

16 апреля 2020 г. 16:42

679

5

Издательство Альпина Нон-фикшн при поддержке «Института музыкальных инициатив» и «Московского Политеха» выпустило на русском книгу Дэвида Бирна и это единственная книга о музыке, которую вам нужно прочитать в этой жизни.

Даже если вы не слышали / не любите Talking Heads, не следили за сольным творчеством Бирна, его подход к исследованию музыки напоминает работу учёного или архитектора который объясняет, что вон те гаргульи и загогулины не просто так, а чтобы было классно. Можно оставить музыку саму по себе и она все равно будет меняться за счёт внешних факторов. Бирн приводит отличный пример — музыканты стали делать более детализированное звучание с того момента, когда в концертных залах слушателям запретили пить и есть. Теперь люди заняты прослушиванием музыки, а не собственным чавканьем. Кроме того, Бирн не считает, что термин "эволюция" вообще применим к музыке — например, звуки африканских барабанов тысячелетней давности ничем не уступят по современной электронной музыке. Сюрприз! Музыка из прошлого ничем не хуже той, что мы с вами еще не слышали.

Конечно же Дэвид Бирн не обошел стороной свои творческие будни, поэтому книга также рекомендуется поклонникам Talking Heads. Бирн весело и с теплотой рассказывает обо всей кухне, в том числе о затратах на запись, гонорарах музыкантов (например, Мадонны) и даже о стиле в одежде — например о создании того самого широкоплечего костюма, который воплотил пословицу «На сцене всё всегда должно быть больше, чем в жизни».

Вместе с тем Бирн объясняет, что нельзя воспринимать всерьез тех, кто говорит, что ему нравится "разная музыка", как воспринимается музыка с позиции вкусовщины, как создаются новые ритуалы, а также посвятил целую главу вопросам распространения музыки — сколько стоит напечатать винил, почему формат MP3 хуже винила, но это нормально и правильно.

Бирн говорит, что музыканту особенно важно выступать живьём, потому что площадка с его эхом, реверберацией и гашением волн всегда влияет на звук и, как итог, на самого музыканта. Особенно приятно, что Бирн даёт ответ на беспокоящий всех вопрос: почему музыканты не играют на концертах ваши любимые песни. Все просто — концерт проходит на неправильной площадке, здесь эта песня из-за стен, площади и акустической системы может превратиться в кашу.

Что примечательно, книга написана в 2012 году до выхода альбома American Utopia, но между строк уже читается его желание поработать с современными продюсерами на пике актуальности. Поэтому над работой American Utopia, помимо привычного Брайана Ино, приняли участие герои модерновой электроники: Oneohtrix Point Never, Jam City, Happa, Airhead и другие.

Эту книгу обязательно нужно включить в теоретический курс музыкальной школы, потому что порой она напоминает нескучный учебник на действительно интересную тему, охватывающий не только историю создания музыки, но также влияния технологий как на процесс записи, так и на новые источники вдохновения. И этот запал передаётся читателю — хочется скачать простенькую музыкальную программу, сбежать в заброшку и сочинить свой первый сингл.

Комментарии


Люблю сольные альбомы, а теперь вот решил и Talking Heads наконец послушать детально:) Книжка отличная, я пока в процессе:)


Получите огромное удовольствие! Бирн — гений.