Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

16 апреля 2020 г. 11:39

4K

4.5 История человека, история страны

Очень необычная и яркая книга, заметно отличающаяся от других, рассказывающих о тридцатых годах прошлого века.
Молодой историк Зыбин прибывает в Алма-Ату, чтобы стать сотрудником местного музея. С первых строк на читателя буквально обрушивается красота увиденного героем города, а страницы, посвященные некоторым моментам из его истории становятся не только украшением романа, но и отлично иллюстрируют разницу между прошлым и нынешним, между внешней красотой и внутренним смятением героев.

Поначалу немного вязкое и разрозненное повествование, рассказывающее о строениях архитектора Зенкова А. П. и в первую очередь, о истории создания и использования в конце 1920-х — начале 1930-х годов его Вознесенского кафедрального собора, ставшего поистине украшением города, все больше заинтересовывает именно своей размеренностью и скрывающимся за этим предощущением неумолимо надвигающейся катастрофы, за кажущимся внешним благополучием и спокойствием.

Зыбин, тот самый Хранитель древностей, как его начинают именовать коллеги и жители города, как в силу своего характера, так и в силу обстоятельств и сложившейся обстановки в стране постепенно оказывается на краю пропасти.
Хотя вроде бы как простой сотрудник музея может быть интересен сотрудникам органов ? Но именно музеи являются частью обширного идеологического фронта, борющихся за настроения масс, воспитывающих их в нужном ключе и русле, становятся одним из важнейших его рупоров, что отлично показано в романе.

Неслучайно в текст встроена и история со змеем, портящим сады в одном из пригородных совхозов, вроде бы кем-то виденным, в ходе разрастающихся слухов, как собственно увеличивающимся в размерах, так и приносящим им вред.
Данная ситуация наглядно иллюстрирует как малые незначительные, на первый взгляд, происшествия зачастую влекли за собой массу негативных последствий, способных погубить не одного человека. Когда какая-то мелочь разрасталась до пухлых уголовных дел, в которых увязал не один человек. Что, в общем-то, и происходит в романе, по крайней мере, чувствуешь, то это уже не за горами...

Если обратиться к истории жизни Ю. Домбровского , то видим, что во многом страницы романа перекликаются с его собственными, выстраданными, печальными и трудными. И именно потому, что автор на собственном опыте знал о чем писал, так явственно чувствуется красота Алма-Аты и её пригородов, словно сам шагаешь по пыльным улочкам, заглядываешь в собор, любуешься его легкостью, узорчатостью и красотой, наяву видишь сцены жизни Казахстана, мастерски перенесенные на холст художником Хлудовым Н. Г., и конечно, вкушаешь приятную опьяняющую свежесть яблока, непременно сорта апорт, которым так славился город.

И хотя страницы романа посвящены печальным тяжелым событиям в истории страны (тоталитаризм, внутренняя несвобода, предощущение неизбежно надвигающейся войны), читается он на одном дыхании, что говорит об искусстве писателя в какой-то момент увлечь читателя рассказываемым и повести за собой.

СиВ. Дуэльный зал.
Школьная вселенная. Четырнадцатый учебный год

Комментарии


Забираю)


вот просто обязательно) тем более и аудио присутствует. Ты ведь вроде бы норм к Герасимову Вячеславу ?) а я хочу продолжение втиснуть в планы скорее


Очень хорошо к нему отношусь и даже предпочитаю, последнее время)
А есть продолжение?или ты просто автора желаешь ещё почитать. Факультет?


ну и отлично) он у меня в любимчиках из старой школы)
да, Факультет вроде как продолжение


Стала меня напрягать экспрессия многих начиток. А Герасимов этим не грешит, хотя искры иронии проскакивают переодически.
Хорошо как, будешь разведчиком ;)


экспрессия многих начиток.

а у кого, например ?
ок)


Клюквина теперь вообще не могу((( про безымянных дам даже не упоминаю. Они безымянные от того, что я их просто не запоминаю и не различаю.


верю, верю)) я где-то уже встречала твои слова про него и согласна) тем более он и озвучивает не так много и не всегда интересное для меня


Он конечно в сердце моем как Гарри и Альф) но пока воздержусь.
Ещё же я Акунина не читаю, вот.


Ещё же я Акунина не читаю, вот.

принципиально ?) а я Устинову, ввиду "переедания" в свое время


Вообще я беспринципная;) вероятнее всего тоже переела. Лет 15 назад Фандорина по порядку и немного потомков. Совсем недавно пыталась вернуться, совсем не могу(
Как раз сейчас чувствую потребность именно в Устиновой, надо присмотреть себе что-нибудь нечитанное.


))
А с чем пыталась вернуться ?)
Ну она плодовитая, так что думаю без проблем найдешь)


Орехового Будду читала и ругалась)
Главное чтобы семейный дом был с историей и пироги по выходным)


Так это ж у нее завсегда вроде)


Очень надеюсь;)


Удивительно высокая для тебя оценка))


Ну иногда- то их стОит ставить )))


Кто же спорит) просто вот редко такое вижу. А чтоб прям 5 звезд было - вообще не припомню)


не поверишь, но в этом году в феврале была 5-ка за «Вещий Олег» Борис Васильев ))) так что все норм


Аа, точно, я ж даже читала ее (рецензию в смысле) и книгу в виш добавила. А оценка не отложилась)


я и думаю: вроде был разговор)))


Был-был)


Тоже добавлю, интересная тема для меня, тем более, раз тут так всё подано)

читается он на одном дыхании, что говорит об искусстве писателя в какой-то момент увлечь читателя рассказываемым и повести за собой.

обязательно, думаю не пожалеешь)) хотя нужно быть готовым, что книга не с первых строк заинтересовывает: надо втянуться)


ничего, я к подобному готова)) не раз такое было, что вначале затянуто или не цепляет, а потом уже пошло-поехало и интересно стало))


ну и здорово)) главное подготовиться к неспешности)


я во всеоружии!))) 47da4c676acdfbc9fca59ce49a8d573c.gif 5e514ffd9e4dea57329059f54773c4b2.gif


это радует)))


Танюш,ты всегда такие интересные книги находишь:)


Ленуш, спасибо)))


Было бы за что)))