Больше рецензий

Rita_Scitter

Эксперт

Эксперт Лайвлиба Я не эксперт, просто читатель))

14 апреля 2020 г. 21:36

1K

4

Как одно счастливое лето в Крыму может стать последним летом детства. В 36 лет Крапивин воспринимается как довольно тяжелый автор. В моем детстве было много Крапивина. Начиная со сборника Мушкетер и фея, Шестая бастионная, Самолет по имени Сережка, последний, к слову, в свое время вызвал те же ощущения, что и финал Гранаты.
При всей легкости и детскости книги Крапивина вообще ни разу не детские по смыслу. Крапивин вообще, кажется, не считает, что какие-то "не-детские" вещи следует скрывать от детей. Жизнь ведь все равно догонит и ткнет в неприглядную и страшную реальность носом. Поэтому у Крапивина запросто можно столкнуться и с репрессиями, и с последствиями войны, и с темной стороной мирного и солнечного Севастополя. Когда хэппи энда может и не случиться, потому что в жизни героям везет очень-очень редко. И тот же Гай, в разгар игры в войну вдруг задумывается, а вдруг это было бы на самом деле? И кажется себе трусом, хотя просто не подозревает, что слегка прикоснулся к жути реальных боевых действий. И история бабы Ксаны, пережившей осаду Севастополя, плен, концлагерь, не дождавшейся сыновей и изо всех сил прячущей от судьбы и бога любовь к правнуку. Чтоб и его не отобрали. И Гай понимает. Быть может не до конца, но понимает. И сам не замечает, как постепенно начинает взрослеть, разграничивая "остров" и реальность.
Граната начинается мажорно. Это яркая, жизнерадостная история о каникулах в Крыму, которые застали многие из нас: с автоматами с газировкой, сладкими розовыми помидорами, морем, солнцем, стихийно возникающими компаниями и новыми знакомствами. А Гаю еще и повезло, ведь увлечение кораблями и капитанами привело его на борт парусника "Крузенштерн" и даже к участию в съемках всамделишнего фильма.
И вот автор эти все события выстраивает, как песочный замок. С островами, фантазиями, событиями и приключениями, а потом рррраз, и смывает все приливной волной. Так реалистично и честно, что чувствуешь себя обманутым. Ну, как будто автор нас обманул. Мы то брались за подростковую каникулярную историю, в которой все плохое происходит либо где-то далеко во времени, либо понарошку. А тут оказывается, что не выйдет понарошку. Здесь все на самом деле.
А еще финал показывает, как бывает важно помочь человеку справиться с болью и горем. И насколько это страшно переживать все в себе. собственно, Гай так никогда и не оправился. Стал ли он хорошим человеком из-за этого? Нет, Гай уже на старте хороший человек. Теперь Гай стал поврежденным хорошим человеком. И это не меньшая трагедия, чем чья-то смерть. В конце концов, для умершего все кончается с последним вздохом, а тем, кто остается с этой болью приходится жить. Гаю, вот, пришлось мириться со своей болью с 13 лет. И вот это действительно жутко. Сейчас, со стороны современного взрослого человека, мне кажется, что ему необходима помощь психолога. Человека, который бы помог пережить и отпустить травму. Но дело происходит в 80-е, а тогда искать помощь такого рода было не принято, даже стыдно. А жаль.