Больше рецензий

Gulchatai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 апреля 2020 г. 21:40

1K

1 Спойлер Это не феминизм, это нытье

Чтение этой книги - своего рода эксперимент, контркультура, современное искусство и перформанс не мои жанры, но мне захотелось прочесть что-то, чтобы возможно поменять свое мнение и взглянуть на это направление под другим углом. К тому же я смотрела сериал несколько лет назад (он оставил меня в некотором замешательстве) и мне захотелось сравнить/прояснить свое отношение. Сериал прямо сильно переделали, кстати.

К искусству я подхожу исключительно с позиции нравится/не нравится. Если меня что-то тронуло, это прекрасно, если же нет, то это не моё. Контркультура же меня не трогает, не столько потому, что это ужасно/вульгарно/отвратительно и т.д., а просто потому, что я ей не верю. Барахтаясь в сточной канаве, автор говорит - вот она действительность, мне это кажется слишком оторванным от (моей) жизни, чтобы хоть как-то ее репрезентовать.

Но вернёмся к книге. Зная о своих предубеждениях, я пыталась от них абстрагироваться при чтении и предоставить автору шанс. И где-то в начале даже мелькнула надежда, что ей удастся завоевать мое расположение. В какой-то момент диалог с Сильвером стал живым, динамичным, я даже подумала "она действительно крутая умная тетка и хорошо пишет", увы это продлилось всего страницу или две. А дальше начался постмодернизм, где провозглашаются "великие обобщения", "громкие заявления", "объяснения как же устроен мир, которые ничего не объясняют". Такое мне нравилось в 15, я могла свободно утонуть в книге и воспринять ее на чисто эмоциональном уровне, но мне уже не 15, и весь мой жизненный опыт говорит: подождите, подождите, что? И то, что это написала 39-летняя женщина удивляет.

Я не знаю как относиться к этой книге: читать ее было скучно, а пытаясь обдумать прочитанное, она начинала меня злить. По всей книге яркой россыпью блестят претензии Крис мужчинам в ее жизни, мужчинам вообще и, особенно, мужчинам в искусстве. Претензии женщинам более успешным. Претензии всем, кто не видит ее гения. И ни одной мысли о том, что она сама выбирала эти отношения, что она сама выставляла свои работы на обозрение (а это значит, что их могут критиковать), и она сама не сделала никому ничего хорошего.

Книга кишит отсылками к "непризнанным" гениям, "непонятым" женщинам, "великим творцам умершим от передоза". С которыми по всей видимости ассоциирует себя Крис, видя как проваливается ее ещё не оконченный фильм. Но больше всего поражает, что Крис переносит свой опыт на масштабы "всех женщин" и начинает объяснять что же мы есть такое, хоть ее об этом никто и не просил. Как и с письмами к Дику. Она пишет письма начиная изначально воспринимать их как арт-объект, а это мне кажется несовместимо, жить в моменте и пытаться его же интерпретировать.

И если первая часть сохраняет хоть какую-то логику происходящего (по крайней мере хронологическую), то во второй я совсем потерялась среди писем, воспоминаний о письмах, скачками в будущее, скачками в прошлое, скачками по городам и выставкам.

Я не согласна с утверждениями, что все письма - письма о любви, что Дик перестает быть важен и превращается в Дорогой дневник. Он никогда и не был важен, она воспылала к нему страстью по совершенно надуманным поводам (совпадения и он проявил внимание), это даже не любовь с первого взгляда, не действие флюидов, это как удачно выразилась автор "шизофрения", начинает писать ему, хочет его, расстраивается что он не проявляет инициативу. И продолжает его хотеть всю книгу, но как человек и как личность он ее не интересует. То, что происходит в ее голове куда интереснее. Как верно заметили в одном ревью, если бы такое поведение позволил себе мужчина, его тут же заклеймили как насильника, сталкера, маньяка. Но, видимо, если ты феминистка и "художник" то можно не считаться с людьми вообще.

Но что удивляет больше всего - это полное отсутствие хоть чего-нибудь хорошего в ретроспекции жизни автора. Пытаясь "понять все" ей в голову не приходит ни одного светлого доброго приятного воспоминания - один шлак (большую часть которого она произвела сама собственными усилиями).

Ее рассуждения о культуре тоже оставили меня равнодушной. Я их попросту не поняла. В отличии от Крис я не "самая начитанная среди друзей" и не такая "умная" (упоминается раз 20) и не так зациклена на собственной "некрасоте". Итог - увы, не мое.