Больше рецензий

13 апреля 2020 г. 01:21

1K

5 "Не все дорога идет скатертью, бывают и перебоинки".

И снова мне попалась классика, актуальность которой сохранится и через 200 лет.

Главная героиня, Катерина Львовна Измайлова, томится в браке без любви за мужчиной, практически вдвое старше нее. Занятий у нее нет, она только "ходит по горницам да зевает", никому до ее тоски дела нет. И тут как тут, пока муж в отъезде, ей попадается Сергей - приказчик, который одурманивает Катерину и использует ее чувства к себе, чтобы выгодно устроиться и поправить материальное положение.

Ослепленная любовью женщина не видит истинных мотивов своего любовника, а сама страсть толкает ее на ряд преступлений. И тут сразу видно, что у Катерины Львовны нет никаких моральльных барьеров, которые сдерживали бы ее. Хладнокровно, расчётливо, без тени сожаления она совершает убийства только ради того, чтобы остаться с Сергеем. И если тот же Раскольников у Достоевского после аналогичного поступка мучался совестью и ступил на путь раскаяния, "леди Макбет" даже в колодках по пути на каторгу не чувствует вины за свои деяния.

Любовь, которую описывает Лесков Любовь, не несёт за собой ничего высокого и духовного, а только телесные удовольствия. Именно поэтому она низменная и губительная - герои, оставшись наедине, практически не говорят, бесконечно отдаются ласкам и играм. Такая любовь не возвышает, не открывает лучшее, а освобождает животные черты в главной героине. Она, будто спусковой крючок, обнажает ее истинный характер, лишенный всего светлого.

Несмотря на мою антипатию к Катерине в конце ей хотелось только сочувствовать - оставленная один на один со своей любовью, осознавшая, каким на самом деле является Сергей, она принимает единственно верное, но трагическое решение. И снова прорисовывается тема духовной агонии: на что способен человек, если его ничего не держит на земле??