Больше рецензий

12 апреля 2020 г. 01:11

474

2 За деревьями леса не видно

В свои 16 лет прочла великий роман Сэлинджера, но не особенно осознала его величие. Потом, в рамках курса по зарубежной литературе, в свои 20, перечитала. Завеса тайны чуть приоткрылась, но и со второго взгляда любви не случилось. И вот, мне 26, в руки попала биография автора, и я решила, что пора расставить все точки над i.

Книга мне не понравилась. Не помогла полюбить Сэлинджера, но дело не в этом. Ее проблема, на мой взягляд, в том, что она слишком дотошна. Здесь с маниакальной точностью выписаны цепочки событий с указанием дат, скрупулезно переданы содержания десятков писем Сэлинджера, в повестование введены все сотрудники издательств и журналов, которым довелось работать с писателем. При этом постоянно подчеркивается, что С. не терпел публичности, не общался с журналистами, вел затворнический образ жизни. И нотки осуждения звучат, когда нам рассказывают о попытках ушлых папарацци нарушить его уединение.

Отсюда вопрос: автор, ты действительно так любишь творчество С? Если да, зачем ты сделал то, что покойному ныне С понравилось бы в последнюю очередь? Почему ты вместо этого не помог читателю полюбить его так же, как любишь ты? Ведь материал мало собрать, его нужно обработать. Выстроить в хронологическом порядке - лишь полдела.

В общем, я ожидала больше рассуждений, больше трактовок, больше простора для толкований. Получила же это только относительно рассказа "Тэдди". Там мне дали экспозицию, задали плоскость, в которой все это слудует рассматривать, привели возможные объяснения, пригласили подумать самостоятельно. Вот оно, вот то, что я хотела! Но только один раз. Далее автор опять пускается в нудное перечисление фактов, обстоятельств и готовых выводов.

Из плюсов - приятный авторский слог, к редактуре претензий нет, приведено содержание произведений, о которых идет речь (то есть всех). Книгой можно пользоваться как справочным материалом. Вряд ли можно где-то найти более подробное жизнеописание С.

Ну и наконец, тема на подумать: если автор был настолько нелюдим (что не вызывает сомнений) и не считал необходимым сообщать читателю какую-либо информацию о себе, не означает ли это, что нужно перестать лезть куда не просят (в его личную жизнь) и повнимательнее присмотреться к тому, что он нам с охотой предоставил (свои произведения)?

Ведь маскировка - это всегда автопортрет, ну.