Больше рецензий

11 января 2012 г. 04:37

176

5

В академической среде часты люди, настолько привыкшие возиться с буквами, что живых людей им углядеть вокруг себя трудновато. Таков герой книги Натальи Ключаревой аспирант истфака Митя. Воспитанный бабушкой как классическая мимоза, оторванный от своих сверстников, с малых лет напуганный страшилками о злых людях, он вяло томится тем, что, избрав своей профессией изучение истории своего народа, ничего об этом народе не знает. Желая исправить ситуацию, он вместо того чтобы защищать никому не нужную диссертацию, садится на первый попавшийся автобус и едет в областную глухомань. Тут-то у него понемногу и начинают открываться глаза.

В деревне, в которую его привозит водитель Вова, народу почти нет. Местную школу вот-вот «оптимизируют». Людишки спиваются, вокруг царит мракобесие – почти архаичная вера в инопланетян, хиромантию вперемешку со сплетнями о наложницах президента из телевизора. Чтобы как-то компенсировать неумение Мити по-настоящему разглядеть деревенскую жизнь, в повести появляется второй персонаж, его ровесник отец Константин, прибывший в деревню чтобы заменить почившего батюшку. Именно глазами отца Константина мы видим то, что по-настоящему происходит в деревне; Митин взгляд скорее фиксирует необычное, подобно тому как взгляд туриста поневоле ложится на то, чего не замечают местные жители.

Однако по-настоящему многое о России понимаешь не когда читаешь о жизни в затерянной деревне, а когда Митя добирается до стоящего неподалеку от деревушки коттеджного поселения немецких волонтеров. Волонтеры специально приехали из Германии чтобы ухаживать за русскими инвалидами: «… у них так принято: закончил учебу и перед тем, как пойти работать, на несколько лет уезжаешь волонтером». Впрочем, даже немецкие благородные нравы со временем портятся: смена из благодатной Германии не спешит, приехавшие волонтеры не могут оставить русских инвалидов чтобы поехать и продлить визу. На немцев доносят. Подоспевшие российские милиционеры бдительно арестовывают волонтеров, забирают инвалидов и напоследок сжигают коттеджи, чтобы другим неповадно было.

Повесть Ключаревой – хорошее подспорье всем тем, кто за огнями и витринами большого города не видит подлинной жизни, кому не дают всмотреться внимательней если не очки, так модный коммуникатор. Ведь иносказательно путешествие историка Мити в глубинку – это не просто этнографическая экспедиция, это паломничество с целью обрести смысл и – в конце концов – обрести Бога. Вот он, если кто хотел, истинный реализм уровня зрелого Достоевского, не обмакнувшего еще своего пера в «Преступление и наказание» - а не те пописульки, которые нам стремятся под видом якобы реализма настойчиво навязать.

Источник

Комментарии


заинтересовали, спасибо