Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2020 г. 20:42

3K

5 «Это может случиться со всяким». Селеста Райт

В романе гармонично соседствуют две плоскости – социальная и детективная. Практически с самого начала мы понимаем, что произошла трагедия, которая резко встряхнула мирный городок, расположенный на берегу океана. Нашему вниманию предлагают разноголисицу свидетельских показаний, но до конца остаётся тайной, что же случилось на самом деле и кто же жертва. Задаваясь вопросом про жертву, мы плавно переходим к социальной стороне произведения Лианы Мориарти. Правильно ли так ставить вопрос? Часто ли можно с уверенностью определить в той многомерной конструкции, коей является наша жизнь, кто виновник, а кто жертва? И главное, всегда ли следует это делать?
В истории три главные героини – Мадлен, Джейн и Селеста.
Мадлен живёт с мужем и тремя детьми, работает на полставки. Она переживает, что её бывший муж поселился поблизости со своей новой женой, и теперь им придётся часто встречаться. В ней живёт незаживающая обида на первого мужа, который бросил её когда-то с малюткой-дочкой.
Джейн, мать-одиночка, недавно переехала в прибрежный городок в надежде начать новую жизнь. Она категорически уклоняется от разговоров об отце своего ребёнка.
У Селесты идеальный брак и двое чудесных мальчишек-близнецов. Она и её муж Перри в глазах окружающих предстают безупречной парой. Они богаты, красивы, занимаются благотворительностью. Вот только Селеста почему-то часто бывает рассеянна и погружена в собственные мысли. А Перри чересчур озабочен созданием образа эталонной семьи в фейсбуке...
Дети героинь пошли в подготовительный класс школы, и у них есть достаточно времени, чтобы часто встречаться. Естественно, они обеспокоены, как чувствуют себя их дети в новой для них обстановке. Как оказалось, не зря. Выясняется, что в классе есть задира, который обижает застенчивых девочек.
У этих женщин разный жизненный опыт и во многом несовпадающие интересы. Мадлен озабочена собственной внешностью и шопингом. Эффектную Селесту эти земные материи совершенно не интересуют. Ещё совсем молодой Джейн непросто воспитывать сына одной.
Однако им удалось стать подругами.

И всё же, как ни странно, она находила общий язык с Мадлен и Селестой, хотя у них не было ничего общего, кроме того, что их дети пойдут в один класс. И хотя Джейн не сомневалась, что Мадлен никогда не выйдет из дому без макияжа, она чувствовала, что они с Селестой, которая тоже не делала макияжа – её красота не нуждалась в улучшениях, – могут поддразнивать Мадлен на этот счёт и та будет смеяться и отшучиваться, словно они давнишние подруги.

Они искренне готовы к взаимопомощи, но хорошо ли они знают друг друга? Даже близкие люди видят лишь какие-то части и детали пазла, а не всю картину целиком. У каждого человека много разных, порой весьма противоречивых, лиц, и окружающие видят лишь некоторые из них.

Одна из ключевых тем романа – насилие. Именно оно разделило жизнь Джейн на до и после. С насилием в семье столкнулась Селеста, её муж – классический абьюзер с раздутым эго.
Селеста изо всех сил пытается доказать самой себе, что она – вовсе не жертва и в целом счастлива, а её муж, несмотря на неконтролируемые вспышки агрессии, обожает её и мальчиков.

Он не просто мужчина, бьющий жену. Он мужчина, читающий на ночь детям сказки, смешно подражая голосам персонажей. Перри не злодей. Он человек, который иногда ведёт себя очень дурно.

Она готова искать причины в себе. Сколько раз Селеста после очередной бурной ссоры говорила себе «вот если бы я промолчала, сдержалась, ничего бы не было».

Возможно, если бы она не росла со старшим братом, если бы в ней не развился склад ума австралийской девчонки-сорванца – коли мальчишка ударил тебя, сразу отвечай! – может быть, если бы она тихо разрыдалась, когда Перри ударил её в первый раз, то этого не повторилось бы.

В мозгу молодой женщины идёт борьба, она пытается справиться с другим голосом, который говорит, что она должна уйти от мужа как можно скорее.
Селеста пытается убедить психолога, к которому они с Перри обратились за помощью, что проблемы с контролем агрессии есть не только у её мужа, но и у неё самой. Она ведь тоже бьёт мужа, это их общая беда. Да и вообще, в каком браке нет проблем?
Выслушав Селесту, психолог задаёт ей правильный вопрос: «Вы боитесь вашего мужа? А он вас боится?»
Отношения в паре могут быть сложными и специфическими, но есть вещи, которые однозначно находятся за гранью допустимого. Селеста должна наконец признать это и перестать искать оправданий мужу-тирану, пока не стало слишком поздно.
При этом автор несколькими штрихами показывает, что в их браке действительно были хорошие моменты. Невольно проникаешься пониманием к Селесте, которая так долго не могла решиться порвать с мужем...

спойлер
В итоге именно сыновья, ради которых она не хотела рушить семью, становятся последней каплей. Селеста понимает, что напряжённая атмосфера в доме и то, что их отец поднимает руку на их мать, сказывается на поведении мальчиков.
свернуть

В этой истории нет законченных злодеев и беспомощных жертв. Жизнь всегда сложнее такого упрощенческого и довольно примитивного, чего уж греха таить, подхода. У Селесты есть образование и профессия, она может начать жизнь заново без Перри, но эмоционально и физически абьюзивные отношения, как наркотик, держат её в своей власти, временами давая ей власть над «провинившимся» супругом. В спокойные моменты она боится, что будет скучать по своей жизни с Перри в большом доме с видом на океан.

В книге также поднимается тема неблагоприятной наследственности. Передаётся ли склонность к агрессии от отца к сыну?

спойлер
Ребёнок Джейн родился в результате насилия. Многие подозревают, что именно он обижает девочку в классе.
свернуть

Конечно, это очень сложный вопрос. Существует психопатия, с которой человек появляется на свет… Но то, как разворачиваются события, подводит читателя к тому, что роль биологических факторов не так существенна, по сравнению с зачастую гораздо более влиятельными социальными факторами – воспитанием, кругом общения, примером, который подают детям взрослые. Я склонна с этим согласиться.
За исключением относительно редких клинических случаев, человек ведёт себя агрессивно, так как считает, что ему это позволено, ему это сойдёт с рук. Большинство людей, сегодня, как и в прошлом, стремится к социальному одобрению. Можно предположить, что даже в наше время цивилизованные социальные нормы, где насилие всячески осуждается, ещё не полностью укоренились в сознании многих. Гендерные предрассудки - совсем не редкое явление в современном обществе...
Вот и Перри – образчик такого современного абьюзера. Он большую часть времени вполне себя контролирует, следя, чтобы никто не догадался о том, как он обращается с женой. Живя с Селестой, он далеко не сразу начал давать волю своей агрессии. Но «насильственные отношения имеют тенденцию со временем усугубляться».

Автору хорошо удалось проиллюстрировать извечную тему «сплетни и общество», когда из незначительного повода можно развить порочащую историю. Оклеветать человека, притом даже без злого умысла, может быть очень легко. Когда в первый день в школе героини выпивают по бокалу шампанского, начинают поговаривать, что у вторгшейся в их респектабельное сообщество Джейн нездоровое пристрастие к алкоголю. Жители города, очевидно, склонны к скоропалительным выводам.
На примере Джейн мы видим, что слова иногда не менее губительны, чем поступки. Порой нужно кому-то рассказать об этих словах, чтобы они утратили свою тёмную магическую силу.

А также и в том, что она рассказала Мадлен о Саксоне Бэнксе и повторила его дурацкие словечки. От этого его слова потеряли силу. Теперь они провисли и съёжились, как надувной детский батут, когда из него выпускают воздух.

И что иногда единственный способ обрести будущее – это суметь в настоящий момент оставить прошлое в прошлом, переработав и осмыслив его. Для этого могут потребоваться долгие, мучительные годы, но другого способа нет.

Книга интересная, актуальная, написанная без излишней мелодрамы и наигранных эмоций. Мориарти бесстрастно излагает реалистичные события, предлагая нам самим делать выводы и не навешивая ни на кого ярлыков или, как говорят в англоязычных странах, не приклеивая ни к кому алых букв. В романе вы не встретите вычурных эпитетов и навязчивого морализаторства, но именно эта прямота и честность делают его сильным произведением, которому удаётся донести до читателя важные мысли и заставить его задуматься над ними. Проблемы, поднятые в романе, могут коснуться в той или иной форме каждого, вне зависимости от географии или социального статуса.
Несмотря на то что маленькая ложь время от времени неизбежна в жизни, нужно стараться оставаться честными хотя бы с самими собой.
Как заключает язвительная Мадлен:

Она вдруг поняла, как много степеней зла существует на свете. Маленькое зло, как её собственные язвительные слова. Или то зло, когда ребёнка не приглашают на день рождения. Зло покрупней, когда бросают жену с новорождённым ребенком или спят с няней дочери. И ещё тот сорт зла, с которым Мадлен не доводилось сталкиваться, – проявление жестокости и насилия в гостиничных номерах и загородных домах; торговля маленькими девочками, наносящая непоправимый ущерб невинным душам.

картинка nika_8
В конце нельзя не упомянуть мини-сериал по мотивам книги. Именно он сподвиг меня обратиться к первоисточнику. Но книга мне всё же понравилась больше. В ней нет ничего лишнего, что отвлекало бы от главных вопросов, тогда как в сериале добавлено несколько дополнительных линий. Но он удачный, красочный (виды океана великолепны), и актёры в нём играют убедительно.

Комментарии


Классная у вас рецензия)
Я тоже люблю этот сериал, смотрела оба сезона. А до книги руки не дошли)


Спасибо вам за внимание!)
Да, сериал хороший. Я пока не досмотрела все серии второго сезона... но уже могу, наверное, сделать вывод, что первый сезон (который, собственно, и есть экранизация книги) мне понравился больше, он более динамичный. Второй сезон, как я поняла, это такая растянутая концовка романа с некоторым изменениями и дополнениями... плюс линия со свекровью. Неплохо задумано)

А до книги руки не дошли)

В принципе, после просмотра сериала книгу читать совершенно необязательно. Все основные моменты в нём отражены. Может быть, вам даже покажутся скучными некоторые эпизоды в книге, потому что вы уже всё это видели на экране)


Да, без линии со свекровью было бы скучновато) Соглашусь, что вначале второй сезон кажется немного затянутым, но последние серии хороши.


Соглашусь, что вначале второй сезон кажется немного затянутым, но последние серии хороши.

Отзываю свои претензии ко второму сезону)) В конце, как мне кажется, сценаристам (вероятно, самой Мориарти) удалось выстроить убедительную причинно-следственную связь случившегося.


Селеста изо всех сил пытается доказать самой себе, что она – вовсе не жертва и в целом счастлива, а её муж, несмотря на неконтролируемые вспышки агрессии, обожает её и мальчиков.

"Изо всех сил"... так ведь и этот роман можно ( или другой?) можно было бы назвать.
Печально, когда вот так вот стараются прятать от себя реальность а потом реальность - мстит, словно запертый в чулане человек, вырвавшийся на свободу.

Она готова искать причины в себе. Сколько раз Селеста после очередной бурной ссоры говорила себе «вот если бы я промолчала, сдержалась, ничего бы не было».

Ох... как же больно такое читать!
И часто ведь правда женщины ищу в себе причину жестокости партнёра.

Она ведь тоже бьёт мужа, это их общая беда. Да и вообще, в каком браке нет проблем?

Ника... прости, у мня глаз задёргался)
Просто представил эту сценку, как жена бьёт мужа... бедненький.
Вот ради интереса, многое бы отдал, чтобы на 2 минуты вселится в тело Селесты, во время ссоры, и ударить ради любопытства муженька своего хорошим таким джебом, и не только. Чтобы он удивился и посмотрел на жену по иному.

И что иногда единственный способ обрести будущее – это суметь в настоящий момент оставить прошлое в прошлом.

Очень хорошо сказала)

Вот значит какой сериал ты смотрела?)

p.s. И спасибо за последнюю цитату.
И за рецензию в целом.)


Ох... как же больно такое читать!
И часто ведь правда женщины ищу в себе причину жестокости партнёра.

Да, Саш, это и вправду страшно. Все эти грустные попытки перевернуть всё с ног на голову, как бы разбавить весь ужас происходящего, сняв часть вины с обидчика. Может понадобится много сил и терпения, чтобы убедить жертву, что она ни в чём не виновата. В этой книге это хорошо показано, без лишнего пафоса, но при этом душу трогает, сопереживаешь героине... Тут ещё чувство гордости замешано. Для Селесты, вероятно, признать, что она жертва, сродни персональному унижению. И опять же, нужно время, чтобы она поняла, что нет никакого унижения в том, что её муж ко... абьюзер.

Вот ради интереса, многое бы отдал, чтобы на 2 минуты вселится в тело Селесты, во время ссоры, и ударить ради любопытства муженька своего хорошим таким джебом, и не только.

Полностью поддерживаю такое конструктивное предложение)
Её муж в итоге не останется безнаказанным.

Вот значит какой сериал ты смотрела?)

Ну, я ещё до конца не досмотрела.) Там, как оказалось, есть и второй сезон - продолжение, выходящее за рамки романа. Но смотрится быстро...

Саш, спасибо тебе за отклик! Ты знаешь, что я это очень ценю)


Для Селесты, вероятно, признать, что она жертва, сродни персональному унижению. И опять же, нужно время, чтобы она поняла, что нет никакого унижения в том, что её муж ко... абьюзер.

Да... часто столько всего стоит на простом, прямом пути простого признания этого факта. Грустно. Как мотылёк бьётся о стекло...

Там, как оказалось, есть и второй сезон - продолжение, выходящее за рамки романа. Но смотрится быстро...

Это твоя почерк уже, Ник, читать книгу и фильм, или документалку)

Ника, это я ценю твои прелестные рецензии)
Что там с программой на хистори?)


Спасибо, Саш)
По программе планируется новый эпизод на хистори... но надо, чтобы я перестала быть ленивцем и довела его до ума))


Ура!!
Ника, ты просто помни, что твои выпуски хистори - ждёт аудитория)
Да и... помнится, кто-то ходил за вином что-то бы расслабиться) Отдохни и доведи до ума.
Я тоже разленился)


Иногда надо расслабляться))
Ну а ты, Саш, можешь позволить себе немного полениться после твоей последней рецензии на Платонова)